Вступительные экзамены в латвийские вузы закончились. Выпускники латвийских школ сделали свой выбор. В топе по-прежнему профессии юриста, экономиста, журналиста и переводчика. Между тем, как утверждают эксперты, "социальный бум" уже дал свой отрицательный результат: в Латвии образовался острый дефицит технических специалистов.
Не спасает даже активность самих предпринимателей, которые принимают участие в разработке учебных программ, охотно берут на практику студентов и подумывают о присуждении дополнительных стипендий. Надеяться в данном случае на Европу тоже не приходится, ей самой нужны квалифицированные строители, инженеры и программисты.

Рынок труда Латвии условно можно разделить на две основные группы: к первой относятся высококлассные специалисты, ко второй — люди без высшего образования и те, чья квалификация с советских времен в наши дни уже утратила актуальность. Именно последние, как правило, и обращаются в Государственную службу занятости (ГСЗ). Официально количество безработных в стране равно числу обратившихся сюда: в июне таковых насчитывалось 93393 человека, из них трудоустроились 3316. Звание города с самым низким показателем уровня безработицы среди латвийских городов по праву заслужила Рига — 4,7%, за ней с отрывом следует Вентспилс — 8%.

Найти с помощью ГСЗ хорошую работу достаточно трудно, поскольку предприниматели зачастую ищут через нее чернорабочих, продавцов, поваров, уборщиц, водителей, грузчиков и т.п. "Дело в том, что квалифицированные специалисты со знанием языков обычно занимаются своим трудоустройством самостоятельно, пользуясь услугами интернет-проектов или частных рекрутинговых агентств", — рассказала "Б&Б" пресс-секретарь учреждения Санита Дзене. А потому создать объективную картину уровня безработицы именно среди выпускников высших учебных заведений весьма затруднительно.

Производство безработных

Сегодня в нашей стране насчитывается свыше 30 высших учебных заведений — как государственных, так и частных. Основным "хлебом" последних являются социальные направления — экономика, юриспруденция, финансы, те тематические группы, где высшее образование требует наименьшей финансовой базы по сравнению с другими. В целом на факультетах социальных наук в Латвии учится 62662 человека (53% от общего количества студентов), в то время как инженерные науки и технологии осваивают всего 14100 (12%).

Исключением, пожалуй, является только Институт транспорта и связи (ТСИ) — наследник бывшего Рижского авиационного университета: здесь до сих пор востребованы такие направления, как электроника и информационные технологии. Остальные технические специальности (строительство, архитектура, энергетика, машиностроение и др.) в частном образовании только набирают популярность.

Повышенный интерес к социальной области руководитель Отдела высшего образования Департамента высшего образования и науки Министерства образования и науки ЛР Велта Викмане считает характерным для всех постсоциалистических стран. "Любой человек при выборе будущей профессии учитывает уровень заработной платы, а в данной области они одни из самых высоких на сегодняшний день", — пояснил "Б&Б" директор Информационного центра обучения Латвийского университета Янис Саулитис.

Одной из популярнейших специальностей среди абитуриентов за последние 10 лет остается юриспруденция. Например, в Латвийском университете в нынешнем году на юрфак поступили 867 молодых людей — на одно бюджетное место претендовали сразу 20 (!) человек. Но как бы парадоксально это ни звучало, руководитель интернет-портала по трудоустройству workingday.lv Томас Барило в разговоре с "Б&Б" назвал профессию юриста самой неперспективной на данный момент. С тем, что в Латвии наблюдается сейчас их явный перебор, согласен и г-н Саулитис. Эксперты уверены: юристам в контексте присоединения к Евросоюзу придется переориентироваться на публичное право, используемое в Западной Европе, а экономистам — больше заниматься макроэкономикой.

"По сути мы производим будущих безработных, ведь не может половина населения заниматься юриспруденцией и предпринимательством! В нашей стране вообще очень сильно развито мифическое мышление: если я буду ближе к деньгам, то и у меня их будет больше. Но вы можете всю жизнь проработать в банке гардеробщиком, однако богаче вас это не сделает", — заметила в беседе с "Б&Б" г-жа Викмане. Стране нужны инженеры

Чиновники постепенно начинают бить тревогу из-за огромного количества студентов социальных направлений. "В начале 90-х годов мы ставили задачу достигнуть благополучия, равного Скандинавским странам. На них мы и ориентировались, выбирая приоритетные тематические группы в высшем образовании", — поясняет Велта Викмане. По ее убеждению, экономика страны будет основана на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью, а это фармацевтическая и химическая промышленность, информационные технологии.

В данной связи Латвия и делает сегодня ставку на инженеров и технологов. Это красноречиво подтверждает распределение бюджетных мест в государственных вузах: 61% всех будущих специалистов в технической области учатся за счет государства. Для сравнения: у изучающих социальные науки этот показатель достигает всего лишь 8%. Но в противовес планам нашей страны каждый второй по-прежнему готовится стать экономистом, юристом или социологом. Велта Викмане дает им определение как представителям вторичной области — "обслуги", резонно недоумевая: "А кто же будет производить и строить то, что нынешние студенты собираются продавать и анализировать?"

Кадров нет

Глава одного из самых популярных интернет-проектов по трудоустройству, vakance.lv, Карина Ливмане, беседуя с "Б&Б", отметила: по статистике портала, сейчас особенно велик спрос на руководителей проектов, менеджеров по продажам, секретарей, бухгалтеров и торговых представителей. Ее коллега Томас Барило добавил: в ближайшие годы пик востребованности на рынке труда переживут представители строительных профессий — инженеры и технологи, а также IT-специалисты.

А пока… Пока большинство строительных компаний продолжает испытывать дефицит в подборе высококвалифицированных сотрудников. Этим фактом обеспокоен председатель правления фирмы Kalnozols celtniecība Ояр Бите. "Мы сейчас очень нуждаемся в сметчиках, руководителях проектов и строительных работ", — сказал он "Б&Б". Казалось бы, в этой категории много подготовленных в прошлом специалистов, но не все они способны исполнять роль современного прораба — руководить группой людей, вовремя заказывать товары, координировать работы.

Особенно востребованы специалисты, владеющие иностранными языками, рассказала "Б&Б" пресс-секретарь фирмы Latvijas energoceltnieks Ивета Антонишке. "Нам придется еще туже, если Латвия в следующем году вступит в Евросоюз, ведь в таком случае появится возможность выполнять заказы за рубежом, т.е. отправлять туда все большее количество сотрудников", — сказала она. Те, кто не испытывает никаких языковых трудностей, предпочтут уезжать туда на работу по контракту.

Недостаток квалифицированных кадров ощущается и в области информационных технологий. "Не только наша, но и другие фирмы по IT-технологиям вынуждены брать на работу студентов", — признался "Б&Б" директор по маркетингу компании IT Alise Юргис Тиршакменс. По его словам, "с увеличением количества специалистов легче будет заниматься их качеством". Кстати, по прогнозу генерального управляющего бизнесом компании Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стейси Джереда Смита, к 2004 году в странах Западной Европы нехватка специалистов в области науки и информационных технологий составит 1,7 млн. человек. Поэтому на своих граждан в этой области Запад уже давно не рассчитывает и применение себе программисты найдут. Конечно, при условии, если еще и язык иностранный потрудятся выучить.

В свою очередь эксперт Латвийской ассоциации предпринимателей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Марис Балодис отметил в интервью "Б&Б" "нехватку инженеров и людей, способных работать с новыми технологиями. Он уверен, что образование, полученное в СССР, требует обязательной переквалификации. "Кстати, дефицит технических специалистов — головная боль не только Латвии, но и всей Европы", — заключил он.

Предприниматели действуют

Тем не менее только сетуя проблем не решить. Но как увеличить интерес к техническим специальностям? Проректор Рижского технического университета (РТУ) Илмар Бекерис, например, убежден, что для этого необходимо срочно изменить систему среднего образования. Ведь если молодой человек в школе не проходил такие предметы, как физика и химия, он даже при желании не сможет поступить в РТУ.

Своим мнением на этот счет поделился с "Б&Б" и председатель правления Елгавского машиностроительного завода Петерис Била. Он считает, что для начала государство должно жестче регулировать количество студентов в своих вузах. "Машиностроение — интенсивно развивающаяся в Латвии область. Наши иностранные коллеги планируют перекинуть в Прибалтику производство, вот только нужных специалистов в сфере машиностроения и металлообработки у нас в стране никто не готовит", — констатирует он. Т.е. были бы рабочие — заключалось бы больше контрактов и выпускалось в несколько раз больше продукции.

Между тем для улучшения ситуации некоторые предприниматели уже засучили рукава и самостоятельно взялись за обучение студентов. "С целью повышения качества строительного образования наши сотрудники читают лекции в Латвийской Сельскохозяйственной академии, делясь со студентами опытом из практики, — рассказал "Б&Б" Ояр Бите. — У студентов также есть возможность пройти практику в нашей фирме во время учебы". Со своей стороны г-н Тиршакменс добавил: "Сотрудники нашей компании участвуют в составлении учебных программ для отделений информационных технологий в университетах". Марис Балодис считает, что это очень правильный путь, поскольку сами "высшие заведения часто не знают, какие реально необходимы специалисты, тогда как предприниматели знают это точно".

Есть у него и свое конкретное предложение к чиновникам: чтобы увеличить число студентов технических специальностей, необходимо выплачивать им дополнительные стипендии, тем самым стимулируя выбирать нужные государству направления. "Мы планируем создание фонда, через который предприниматели смогут обеспечивать студентов такими пособиями. Но пока эта идея только витает в воздухе", — сказал он "Б&Б".

То, что дело с подготовкой инженеров сдвинулось наконец с мертвой точки, подтверждают и слова министра экономики Латвии Юриса Луянса, сказанные им на открытом заседании Латвийской ассоциации предприятий машиностроения и металлообработки. "Я прекрасно осведомлен о дефиците кадров в вашей отрасли, — отметил он. — Поэтому на правительственном уровне мы ведем переговоры с Киевским политехническим институтом — одним из сильнейших технических вузов мира. Если они приведут к положительному результату, бывшие латвийские школьники смогут осваивать там нужные народному хозяйству нашей страны специальности. Если учесть высочайший уровень обучения, цена не так высока — всего 2 тыс. долларов в год". Европа не поможет

Уповать на то, что после вступления в европейский альянс ситуация на латвийском рынке труда нормализуется, наивно. Европе самой нужны квалифицированные строители, инженеры, программисты и другие технари. Именно она-то в первую очередь и постарается отнять лучших специалистов, заманивая их более высокими зарплатами и хорошими условиями труда. По подсчетам Еврокомиссии, до 2010 года из Латвии на поиски работы уедет 25000-70000 человек. В этот промежуток времени Европа намерена создать 15 млн. новых рабочих мест.

С обменом информацией о вакансиях проблем не возникнет — сейчас Прибалтика готовится к присоединению к международной сети European Employment Service (EURES). В рамках EURES агентства по трудоустройству стран — членов ЕС, а также Норвегии, Лихтенштейна и Исландии (итого 17 государств), регулярно сообщают друг другу о том, какие им требуются специалисты…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!