Комитет городского развития Рижской думы вчера одобрил решение об исключении из территории Рижского свободного порта Андрейсалы, Вейзаксалы, Андрейосты, полей Спилвес и некоторых природных территорий Мангальсалы. Это означает, что земли, расположенные на исключенных территориях, можно будет приватизировать, что, безусловно, в интересах крупных предпринимателей, арендующих земли в порту.
Изменение границ территории Рижского свободного порта (РСП) предполагает План развития Риги на 2006—2018 гг. Согласно плану, портовая территория должна уменьшиться и передвинуться к устью Даугавы. Поэтому вчерашнее решение депутатов думы, с одной стороны, можно назвать чисто технической "подгонкой" реальности к уже принятым Рижской думой документам.

С другой стороны, за границы РСП вынесены Андрейсала, Вейзаксала, Андрейоста, поля Спилвес и некоторые природные территорий Мангальсалы, где, по странному стечению обстоятельств, земли арендуют крупные бизнесмены. Например, предприятие Jaunrīgas attīstības uzņēmums, которое косвенно связывают с Айнаром Шлесерсом, "застолбило" Андрейсалу. Ее хотят превратить в культурно-художественный центр. Поля Спилвес облюбованы Арнольдом Лаксой. Его фирме Popova legāts в этом районе принадлежит 80 га земли. Еще 58 га несколько лет назад здесь приобрел президент Itera Latvija Юрис Савицкис. На Андрейосте обосновался Рижский яхт-центр Andrejosta. Его дочерняя компания — Jahtu serviss Andrejosta — опосредованно принадлежит руководителю бюро бывшего премьера Андриса Шкеле Эдгару Шкендерсу. Эта компания планирует взять в аренду территорию в Подраге, недалеко от полей Спилвес. И это далеко не полный перечень лиц, имеющих интересы на портовых землях. Принципиальное же отличие состоит в том, что пока они входили в состав РСП, их можно было только арендовать. После изменения границ порта эти земли можно будет приватизировать. И большой вопрос, на каких условиях это произойдет.

Как вы оцениваете исключение земель? Сергей ЗАLETAЕВ, депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ:

— Исключение из портовой территории земель на левом берегу Даугавы я оцениваю положительно, так как порт не вел там хозяйственной деятельности.

А вот с исключением Андрейосты и Экспортосты не все однозначно. С одной стороны, порту нужно передвигаться на север. С другой стороны, есть опасения, что нынешние арендаторы могут приватизировать очень дорогую землю за бесценок, основываясь на заключенных договорах аренды. Во избежание таких ситуаций нужно перезаключить и переосмыслить эти договоры.

Мартиньш ГРЕСТЕ, депутат Рижской думы от Нового времени:

— Я не могу судить о всех исключенных территориях. Тут я полностью доверяю экспертам и главе Комитета городского развития. У меня лично была просьба исключить котельную Rīgas siltums из территории порта, которая явно не имеет ничего общего с деятельностью порта.

Эдмунд КРАСТИНЬШ, председатель Комитета городского развития (Народная партия):

— Ну, во-первых, изменение границ порта предполагает План развития Риги, во-вторых, было два общественных обсуждения. Какие еще могут быть вопросы? Бизнесмены крупные там землю арендуют? Так это прекрасно. Там, где нет хозяина, земля приходит в запустение. Они ее приватизируют? Но порт не задумывался как резервуар не подлежащих приватизации земель.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!