Несмотря на то что натурализация идет медленными темпами, русскоязычных граждан с каждым годом становится все больше. И правые партии, даже если они отчасти поддерживают ультранациональные идеи, не списывают со счетов русские голоса.
Они признают, что излишних иллюзий не питают — русские, как правило, голосуют за русских. Но в то же время многие уверены: сколько бы людей ни голосовало за левых, они не возьмут власть в 9-м Сейме. Поэтому прагматичные русские избиратели, по мнению правых политиков, вполне могут голосовать за них. "Телеграф" решил разобраться, какие же козыри приготовили правящие для русских.

ЛПП— против этнических списков

Латвийская первая партия уже неоднократно проявляла свое стремление угодить одновременно "и нашим и вашим". Ее лидеры всегда занимали ведущие посты в российско-латвийских комиссиях, обычные парламентарии никогда не опускались до голосования за предложения остановить натурализацию, а наоборот, постоянно предлагали уважить православных и сделать их праздники выходными. По словам Оскара Кастенса, партии нужны все избиратели, которые поддерживают их идеи консолидации и интеграции общества, христианские и семейные ценности.

"Нам все равно, на каком языке говорит избиратель. Но, к сожалению, мы не Эстония, где голосуют за партии. Здесь голосуют за этнические списки. В нашем списке будут представлены разные люди, независимо от национальности", — рассказывает Кастенс. В заслугу партии он ставит то, что ЛПП никогда не поддерживала ультрарадикальные идеи. "Взять хотя бы мораторий на натурализацию. Нарушения были единичными", — делится политик.

"Народники" не намерены удить

По словам председателя фракции "оранжевых" Яниса Лагздиньша, партия тоже не делает различий между русскими и латышами. "Мы не планируем каких-то мероприятий, чтобы удить именно русскоязычных. Я думаю, что каждый гражданин оценит работу нашего правительства и министров, их успехи. Но в целом русский голос для нас важен. Кстати, выборы в самоуправления показали, что за нас голосуют не по национальному признаку. В Ливаны, где только 50% латышей, за нас проголосовало 70% жителей", — похвастался Лагздиньш.

Однако говорить можно одно, а делать другое. И "народники" в этом преуспели лучше других. Некоторые их представители, в том числе находящиеся у власти, в кулуарах признаются, что не ориентированы на русского избирателя. Как бы в доказательство этому в последнее время премьер и некоторые министры отказываются давать интервью русской прессе и вообще демонстративно "забывают" русский язык. Несмотря на условие — в этом составе Сейма не открывать Закон о гражданстве, — нет надежды, что они не дадут слабину в следующем созыве. Статус неграждан ЕС утвержден в самом неприглядном виде именно из-за "народников", а руководитель Комиссии по исполнению Закона о гражданстве давно мечтает ужесточить натурализацию. Единственное, что разряжает обстановку, — "акклиматизация" Калвитиса на внешнеполитической арене.

"Зеленые" не испытывают иллюзий

Репутацию Союза "зеленых" и крестьян в глазах русскоязычного избирателя подмочило присутствие в их рядах таких колоритных персонажей, как Кирштейнс и Озолиньш.

И вряд ли наличие в "зеленых" списках русскоязычного богатыря Щербатых спасет положение. Председатель их фракции Аугуст Бригманис твердит то же, что и другие, — партия особенно не делит аудиторию. "Мы никогда так не думаем: вот это только для латышей, а это для других. Если людям приемлемы продвигаемые нами идеи, то они вправе голосовать за них. Для нас важен каждый избиратель. Но что-то менять, чтобы кому-то особенно понравиться, мы не будем. Мы и так толерантная центристская правая сила. Однако я не испытываю больших иллюзий, что русские будут за нас голосовать. Не за идеи они голосуют, а за национальность. Хотя мы будем предлагать список с фамилиями, где отражается наше многообразие. Кирштейнс и Озолиньш — это для одной прослойки населения, Щербатых — показывает того русского человека, который здесь интегрировался и много чего достиг. Но отдав голос за чисто русскоязычные партии, нужно понимать, что они все равно не попадут в коалицию и не будут формировать правительство", — резюмировал он.

От языка не откажутся

Кажется, немного шансов найти общий язык с русским избирателем и у Jaunais laiks. Некоторые их идеи созвучны "тевземцам", они стали реформаторами образования, переделав его в билингвальное, они за политику, основанную на государственном языке. В то же время на прошлых выборах за Эйнара Репше и его соратников голосовало много русскоязычных, особенно бизнесменов. Им импонировало стремление Нового времени одолеть коррупцию, от которой во многом страдает именно бизнес. Есть у "нововременцев" и социальный пакет, тоже рассчитанный на разную аудиторию. Как объяснил "Телеграфу" председатель фракции JL Карлис Шадурскис, русских, как и латышей, интересуют проблемы, которые затрагивают их жизненный и социальный уровень, например, проблема денационализированных домов. "Мы намерены поддержать предложение ЗаПЧЕЛ выделить 25 миллионов латов на решение жилищных проблем. Мы также ратуем за удвоение минимальной зарплаты, уменьшение подоходного налога, что тоже будет рассматривать Сейм, повышение минимальных пенсий", — говорит он.

"А вообще, деление на правых и левых в Латвии очень вульгарное, — считает Шадурскис. — Правые во всем мире отличаются своим мнением по экономическим вопросам, а не по национальным. А у нас латыши — правые, а русские — левые. ЗаПЧЕЛ, возможно, и левый, но "тевземцы" далеко не правые. Мы вот правые, но при латвийской бедности нам приходится за каждый лат бороться и без социальных программ не обойтись. А это уже не метод правых", — поясняет Шадурскис. И добавляет, что для "нововременцев" важен каждый голос, однако отказываться от интеграционной политики, основанной на латышском языке и билингвальном образовании, они не собираются. "Кому-то эти идеи не нравятся, но русские должны думать о том, чтобы их детям здесь жилось лучше, чем им", — заключил депутат.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!