Макроэкономические показатели развивающихся стран Центральной Европы подошли к опасному рубежу. По оценке инвестиционного банка ING, странам Балтии и Хорватии реально угрожает финансовый кризис, который может проходить по сценарию азиатского — с обвалом национальной валюты и драматическим снижением ВВП.
Как сообщает ежедневная деловая газета "Бизнес", аналитики уверены, что даже коллапс прибалтийских экономик не вызовет цепной реакции, и масштабного кризиса не будет. Напротив, падение курсов валют этих стран станет отчасти хорошей новостью: активы в Прибалтике подешевеют, а курорты Хорватии могут стать хорошей альтернативой дорожающей Турции.

В странах Центральной и Восточной Европы, констатируют аналитики ING, сохраняются одни из самых высоких в мире значений дефицита платежного баланса. Во многих странах дефициты превосходят уровни, отмеченные в Мексике и азиатских странах за год до кризисов 1990-х годов.

Большие дефициты обусловлены во многом бумом в потреблении, который в свою очередь происходит вследствие существенного роста кредитования в частном секторе.

Причины кризиса также совпадают с теми, что были в Мексике в начале 1990-х и в Азии в середине 1990-х годов. При этом объем внешнего долга стран Центральной и Восточной Европы увеличивается, причем стремительно. Из 16 развивающихся стран Азии и Восточной Европы, рассмотренных ING, ни у одной, кроме Эстонии, показатель объема платежей по внешнему долгу к объему резервов еще в 2004 году не превышает 100%. Иными словами, страны по меньшей мере год могли обслуживать внешний долг, не прибегая к рефинансированию.

Однако показатели платежей к резервам стремительно растут. В 2005 году коэффициент Латвии вырос почти вдвое, до 176%, в Литве он поднялся с 72% до 101%, а в Хорватии с 78% до 122%, в Эстонии с 223% до 242%. В первом квартале этого года ситуация стала ухудшаться еще быстрее: для Эстонии показатель составил 332%, для Латвии — 209%, а для Хорватии остался неизменным — 122%.

Если бы введение евро являлось вопросом времени, то мы не были бы столь обеспокоены, говорится в отчете ING. Коэффициент Греции составлял 142% в 1997 году и 147% в 2000-м. Коэффициент Португалии в период 1995-1998 годов включительно превышал 100%. Однако эти страны перешли на евро, и говорить о стабильности их валют уже, понятно, не приходится.

Однако Евросоюз отказался вводить евро на территории новых членов ЕС в 2007-2008 годах, сроки перехода на единую валюту недавно были отодвинуты с 2007-2008 годов до 2010 года. Ситуация усугубляется тем, что страны Балтии не могут скорректировать свой валютный курс, он зафиксирован.

Эффект девальвации на эти крошечные экономики после 13-15 лет фиксированного обменного курса мог бы быть очень губительным. Аналитики ING сравнивают масштаб последствий возможного кризиса в Прибалтике с событиями в России в 1998 году.

Если бы валюты стран Прибалтики и Хорватии оказались под давлением, то это могло бы вызвать проблемы где угодно. Например, Венгрия (при 80% платежей к резервам) могла столкнуться с ухудшением своего показателя так же, как это случилось с Филиппинами в период 1996-1997 годов. Аналитики ING напоминают, что даже Малайзия была слаба в 1997 году, а коэффициент страны был минимальным в 1996-м — 41%.

Как раз такая же ситуация наблюдается сейчас в Польше, Словакии и Чехии, а для Болгарии и Румынии показатель составляет менее 50-55%. Однако, скорее всего, этого не случится. Кризис в балтийских странах, утверждают в ING, не может поставить под угрозу Центральную Европу ни в сфере торговой политики, ни на финансовом рынке по двум причинам. Во-первых, из-за того, что эти страны малы, вовторых, из-за того, что страны развивающейся Европы стараются не конкурировать друг с другом.

Подтверждая последний тезис, в ING приводят такой пример. Допустим, чешская крона "упадет". Но из этого не следует, что Volkswagen, владелец Skoda, снизит цены на автомобили в евро-эквиваленте настолько, что экспорт Citroen из Словакии или Renault Dacia из Румынии станет неконкурентоспособным. Гораздо более вероятно, что Volkswagen оставит цены неизменными, и будет получать большую прибыль. Но даже если бы они снизили цены, то, скорее, это заденет западно-европейских производителей под контролем VW (seat в Испании или fiat в Италии), нежели других производителей.

Аналитики уверены в том, что Россию кризис в Прибалтике не коснется. "Даже если вся ВосточнаяЕвропа будет биться в конвульсиях, это никак не скажется на азиатских экономиках или даже на экономике России",- уверен экономист инвестбанка "Траст" Евгений Надоршин. "Серьезной угрозы того, что возможный кризис в прибалтийских странах отразится на развивающихся рынках в целом нет",- согласен с ним вице-президент управления акций Ситибанка Сергей Суверов.

В возможном коллапсе прибалтийской экономики аналитики склонны видеть, скорее, хорошую новость. "От возможного кризиса российский бизнес может выиграть: вход на прибалтийские финансовые рынки резко подешевеет",- резюмирует Надоршин.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!