Сейм одобрил поправки к закону об образовании, согласно которым в 10-ых классах школ нацменьшинств на госязыке будут преподаваться все предметы, за исключением родного языка и предметов, связанных с национальной идентичностью и культурой.
Наибольшие возражения по поводу поправок к закону об образовании последовали со стороны левой оппозиции, представители которой внесли ряд радикальных предложений к законодательным поправка, к примеру, — о сдаче экзаменов на том языке, на котором преподавался предмет, о выборе языка преподавания самими учебными заведениями, а не Министерством образования и науки, а также предусматривали возможность защиты научных работ не на государственном языке.

Депутат от объединения левых сил "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Владимир Бузаев на дебатах эмоционально призывал депутатов не вносить изменения в реформу образования, нарушающие, на его взгляд, права человека.

В свою очередь депутат от входящего в правящую коалицию объединения "Отчизне и свободе"/ДННЛ Юрис Добелис выразил уверенность, что поступившие от "левых" предложения направлены на то, чтобы разрушить систему образования в Латвии и урезать использование государственного языка. "Все эти ваши ["левых" депутатов] речи напоминают причитания старушек, грозящих бежать к царю, чтобы пожаловаться на свои беды", — сказал Добелис.

Самые острые дебаты развернулись по поводу статьи, уже получившей одобрение Комиссии по образованию, культуре и науке и предусматривающей, что с 1 сентября в 10-ых классах школах нацменьшинств все предметы должны преподаваться на латышском языке, исключения составят предметы связанные с национальной культурой и идентичностью.

Представитель Партии народного согласия (ПНС) Борис Цилевич и депутат от ЗаПЧЕЛ Яков Плинер выразили уверенность, что это предложение направлено исключительно на то, чтобы увеличить число предметов, преподающихся на латышском языке и отказаться от компромиссного соглашения о преподавании на госязыке 40% школьной программы.

Цилевич отметил, что число предметов, которые можно включить в эту категорию, незначительное, и все точные науки придется изучать на государственном языке.

Министр образования и культуры Карлис Шадурскис придерживается на этот счет другого мнения. Он отметил, что получивший поддержку комиссии вариант "на сто процентов отвечает проводимой министерством политике". Он уверен, что было бы не меньше проблем и в случае принятия редакции закона, предусматривающего преподавание 40% предметов на языках нацменьшинств.

Агентству BNS Шадурскис сказал, что в эту категорию входят, например, такие предметы, как спорт, основы экономики, история, природоведение, музыка, история культуры и другие. Представители левых сил с иронией отнеслись к этому заявлению. "Можно считать, что основы экономики на языке нацменьшинств можно преподавать потому, что бизнес это русское национальное увлечение", — сказал Цилевич. Он уверен, что на данный момент министерство только старается "пустить пыль в глаза".

В свою очередь депутат Латвийской социалистической партии (ЛСП) Александр Голубов выразил уверенность, что такая редакция закона только обострит ситуацию и приведет к судебным процессам. "Я полагаю, что математика, физика и химия связаны с моей национальной идентичностью и если вы с этим не согласны, то я буду жаловаться в Конституционный суд", — сказал он.

Он полагает, что если закон в такой редакции будет принят, в Латвии пройдет новая волна акций протеста. "И тогда вы увидите не только пикеты," — предположил депутат. Шадурскис воспринял слова Голубова с возмущением. "Опять угрозы," — сказал министр и призвал депутата вспомнить о том, что он — законодатель, а не экстремист и не должен призывать к игнорированию законов.

Другие представители левых сил также придерживаются мнения, что поправки к закону об образовании вызовут масштабные акции протеста и выразили готовность обжаловать эти нормы в международных судах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!