Крах "Банка Балтия" (ББ) является закономерностью, если учесть действия его руководства, заявил в обвинительной речи на процессу по делу ББ прокурор Юрис Педа.
"На этом процессе мы должны выяснить, как мог потерпеть банкротство столь крупный банк. Мы увидим, что председатель надзорного совета ББ Александр Лавент сконцентрировал в своих руках большую часть акций, обеспечив тем самым контроль за принимаемыми решениями", — сказал прокурор.

По его мнению, действия Лавента и председателя банка Талиса Фрейманиса были согласованными. "Лавент характеризует работу Фрейманиса на посту председателя банка как отличную, но это вряд ли чего-то стоит, если вспомнить о конце банка", — сказал прокурор. Он считает, что руководство ББ длительное время занималось искажением данных бухгалтерии, скрывая тем самым информацию об истинном финансовом положении банка.

"Действия руководства банка были неумелыми и злонамеренными. Это было безнравственное выуживание денег, о дальнейшей судьбе которых осталось мало документов. Увидев, что первоначальное намерение — заработать на девальвации лата — не удалось, руководство ББ избрало другую форму привлечения денег — финансовую пирамиду", — сказал Педа.

По словам прокурора, в ходе расследования стало ясно, что ББ был "карманным банком", учрежденным не с целью заработать на банковских услугах, а для получения средств для другого бизнеса. Одно из доказательств этому — кредитная политика банка. Кредиты выдавались акционерам, госпредприятиям и частным структурам. Акционеры получали их с мыслью, что их не надо будет возвращать, а выдача кредитов госучреждениям под огромные проценты была нецелесообразна.

Педа напомнил о позиции Стокгольмского арбитражного суда, который рассматривал дело по иску ликвидатора ББ против аудиторов Coopers&Lybrand — банк нужно было закрывать намного раньше, чем это сделал Банк Латвии (БЛ). Педа заявил, что БЛ не ввел в отношении ББ санкций, потому что боялся, что очевидное вмешательство в работу банка вызовет панику и вкладчики поспешат забрать свои деньги. Однако главной причиной была недостаточная информация об истинном финансовом положении банка.

Руководство ББ в свою очередь считало, что ему полагается со стороны БЛ иное отношение, чем к остальным банкам. Об этом Фрейманис говорил в июне 1995 года.

Напомним, что в судопроизводстве окружного суда дело ББ находилось более четырех лет, в ходе его рассмотрения трижды менялись судьи. В конечном итоге уголовное дело ББ рассматривала судья Инара Штейнерте. Под ее председательством суд в последние дни 2001 года приговорил Александра Лавента к лишению свободы на девять лет, Талиса Фрейманиса — на шесть лет, Алвиса Лидумса — на три года и три месяца. Лавент подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который признал нарушения его прав и постановил выплатить ему компенсацию. После этого решения Сенат Верховного суда передал Рижскому окружному суду дело ББ на повторное рассмотрение. Жалобы в ЕСПЧ подали также Фрейманис и Лидумс.

Суд начал повторное рассмотрение дела ББ 20 октября 2003 года.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!