Foto: AFI
Деньги, полученные за счет вентспилсского транзита, делились большими коробками от телевизоров. Об этом журналу Ir рассказал Юрис Юрисс, прокурор по делу Лембергса.

Как прокурору рассказал очевидец, денежные потоки были такими огромными, что прибыль — не ту, которая указывалась в бухгалтерских документах, а то, что человек, по его мнению, заработал — делили так: забивали ими до верха коробку от старого широкого телевизора, утрамбовывали и раздавали такие коробки всем причастным. По словам прокурора, в таких коробках вывезли сотни тысяч.

"Идея у Лембергса была очень простая — я хочу контролировать все! Другая сторона, конечно, не хотела отдавать то, что приносило огромные деньги. И единственным механизмам стали угрозы, демонстрация силы, создание преград для предпринимательской деятельности", — рассказал Юрисс.

Он рассказал о нескольких особо крупных эпизодах взяточничества и вымогательства, в которых обвиняется Лембергс. Один из них связан с акциями Multinord AG. Пострадавшим признан предприниматель Айнар Гулдис. По мнению следствия, в 1994 году Лембергс с помощью вымогательства получил 26 акций этой компании, а в мае 1995 года — еще 12. С этим же пострадавшим связан эпизод с 30 акциями компании VentCompany Limited в августе 1994 года.

Похожая история случилась в 1993-1994 годах с 20 частями капитала компании Puses, принадлежащими Валентину Кокалису. Затем было вымогательство доли капитала Lat Transnafta в 1995 году. По словам прокурора, тут было больше игроков. Man-Tess, который в то время представлял Юлий Круминьш, SWH Riga Zürich AG, который представлял Гулдис. Фигурировали в деле также Naftas parks 100 и Юрис Шкибелис, Банк Балтия и известный предприниматель Александр Лавент, а также Талис Фрейманис и один из держателей капитала компании Владимир Крастиньш. "В этой части обвинения требования просто отдать принадлежащие им доли были высказаны неоднократно и в разных форматах".
Дальше, по словам прокурора, следовало отмывание денег — после того, как с помощью вымогательства удавалось получить часть капитала, эти средства переводились в другую компанию, которую Лембергс сам контролировал. Переводились средства и в офшорную компанию Netherfin Financial Services B.V, истинными выгодополучателями которой были дети Лембергса.

"Есть яркий эпизод, проверенный в суде. Из подслушанных разговоров мы узнали, что один из сообвиняемых, Ансис Сормулис, предлагал Лембергсу схему по переводу активов в компанию детей, а потом дальше, чтобы их спрятать. Звучит хрестоматийная фраза: "Ну как такую тупую схему можно было придумать!" — но потом эта тупая схема была реализована". По словам прокурора, через эту схему деньги в итоге были вложены в строительство торгового центра Tobago в Вентспилсе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!