Пятеро работников полиции, которые запрашивали у школ информацию о школьниках, пропустивших занятия 23 января, когда у здания Министерства образования и науки проводился пикет против реформы образования, понесли дисциплинарное наказание.
Полицейским, фамилии которых не сообщаются, сделаны выговоры и замечания. Служебная проверка была проведена после того, как газета "Час" опубликовала статью о произволе работников 21-го отделения Главного управления полиции Риги, которые требовали у директора 22-й средней школы сведения об учащихся, которые 23 января не пришли в школу.

По результатам проверки был сделан вывод, что работники 21-го отделения ГУПР и управления полиции порядка действовали непрофессионально. В то же время Госполиция указывает, что в ходе служебной проверки не было получено объективных доказательств тому, что какое-либо из территориальных отделений ГУПР запрашивало фамилии школьников или как либо иначе препятствовало свободе слова и собраний. Руководство Госполиции принесло извинения директорам школ. Полиция заверяет, что ее целью является единственно обеспечение общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, и она не допустит какого-либо политического влияния на работу правоохранительного органов.

Вопрос о действиях полиции обсуждался и на заседании парламентской комиссии по запросам. Министр внутренних дел Латвии Марис Гулбис и начальник Полиции порядка Айвар Григулис на заседании заявили, что опрос школ был произведен с целью узнать, сколько школьников потенциально могло бы участвовать в акциях протеста. С помощью этой информации полиция планировала организовать свою работу. Речь о репрессиях в отношении школьников и педагогов не шла.

Депутат от Народной партии Эрика Зоммере на заседании заявила, что такой способ контроля за школьниками недопустим независимо от их национальности и политических убеждений: "Полиции следует заниматься обузданием преступности, а не контролированием детей. Статистика преступности ужасающа, особенно, если мы посмотрим на преступность среди несовершеннолетних и автоугоны". Она призвала министра "оценить, что важнее — бегая по рынкам наводить блеск на свой образ и требовать от директоров школ заниматься ловлей наркодилеров, или серьезно обратиться к обузданию преступности".

Возглавляющий комиссию депутат от фракции ТБ/ДННЛ Петерис Табунс подчеркнул, что в последнее время "уровень провокаций стал более угрожающим из-за Якова Плинера и ему подобных. К тому же, такие провокационные акции протеста, особенно, если в них вовлечена молодежь, в любой момент могут из, как они это называют, "ненасильственного сопротивления" перерасти в насильственное".

Тем не менее, считает Табунрс, это вопрос не к МВД, а к министерству образования и науки, которому следовало бы знать, в каких школах "не умеют организовать учебную работу". Он признал, что в этом вопросе полиция действительно несколько перестаралась, хотя и "лучше все же бороться с причиной, а не следствием".

Гулбис заявил, что начальник Полиции безопасности Янис Рейникс регулярно получает от министра образования и науки Карлиса Шадурскиса информацию о том, что происходит в школах. Григулис сообщил членам парламентской комиссии, что ни одна школа не направляла в полицию официальные заявления об агитаторах, действующих на ее территории. Поэтому полиция не имеет юридических оснований заниматься решением этой проблемы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!