Foto: DELFI

"Чтобы глава Пентагона первым подходил к тебе, а не ты к нему, надо много поработать", — уверен министр обороны Раймонд Бергманис. Он готов продолжить сражаться с главными вызовами времени, среди которых назвал кибератаки и рост российской агрессии, и ратует за увеличение бюджета обороны выше 2%. Об этом Раймонд Бергманис рассказал на радио LR-4 ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналисту портала Delfi Кристины Худенко.

"Не секрет, что в документах РФ не было раньше прописано, что НАТО — наш враг, а теперь у них тоже обозначено, что это враг номер один для России", — сообщил Раймонд Бергманис. По его словам, "Россия лишь часть того, что прописано в концепции нацбезопасности Латвии", но все изменения в мире привели к тому, что в новой концепции Россия все чаще упоминается как потенциальный агрессор.

Поводом для этого, по мнению министра, стали не только события в Крыму и других местах, но и то, что непосредственно происходит возле границ Латвии: "Строится новая военная инфраструктура, увеличивается численность военнослужащих, проходят учения таких масштабов и сценариев, каких раньше не было. В том числе учения стратегических бомбардировщиков, которые могут нести ядерное оружие… А как реагировать, если какие-то неожиданные действия с участием 3000 человек происходят возле наших границ, а нам об этом даже не сообщают? Это реальные факты, которые происходят часто. То же — стрельбы в нашей экономическое зоне, которые нам так и не объяснили, почему и зачем… Все учения НАТО обозначены на интернет-странице НАТО. В венской конвенции прописано, что если численность задействованных в учениях войск увеличивается, требуется приглашать больше наблюдателей, но Россия все время занижает это число".

Среди других серьезных угроз безопасности Раймонд Бергманис назвал кибератаки. По его словам, они происходят все время. "Кибервойна — это вовсе не где-то далеко и непонятно, она — на расстоянии одного щелчка кнопкой… В киберсреде сегодня происходит много несанкционированных вещей, а значит, возможны большие катастрофы, в том числе — влияние на политические проекты, ведь дигитализация во всех странах идет повсеместно во всех сферах". По его словам, Латвия в этой сфере держит оборону крепко. А к новым выборам в Сейм подготовилась так, что "желающие напасть передумали, увидев нашу защиту".

Сфера, над которой предстоит еще основательно поработать — физическая подготовка военнослужащих. "У детей все меньше возможностей для физической работы. Если моих сыновей в жаркое лето поставить полоть грядки — не знаю, что с ними будет через две минуты. Хорошо, что со следующего года в школах будет три урока физподготовки, а с 2024 года — урок по гособороне, в которые входят военная подготовка, физподготовка, патриотизм, государственная принадлежность… В этом году в 14 школах начат пилотный проект".

Латвия — одна из стран, которая выполнила взятое перед НАТО обязательство — довела бюджет обороны до 2%, чего не сделала, например, Германия. Тем не менее министр не скрывал, что он бы хотел еще повысить расходы на оборону: "Это важно, чтобы построить современные вооруженные силы". При этом ему не нравится предложение партии KPV.LV сократить число министерств за счет того, что все силовые ведомства объединить под крышей общего Министерства оружия: "Это невозможно! Если мы сконцентрируем все в одних руках — может случиться общее несчастье. Демократия — это когда разные политические силы несут разную ответственность, а если делать одно мощное министерство — оно может увести в сторону авторитаризма. Нынешняя модель — эффективна. Меня удивляет, что когда все улучшается, мы хотим снова перестраивать".

Раймонд Бергманис привел три аргумента в пользу того, что три года на посту министра обороны трудился он не зря. Первый — он, как и все действующие министры СЗК, был переизбран. Второй: член комиссии обороны 12-го Сейма оппозиционный депутат Янис Адамсонс одобрил его работу, "Он сказал, что если до моего прихода у обороны был школьный уровень, то сейчас мы доросли до 2-го курса университета". Ну и вообще, по словам Бергманиса, "чтобы глава Пентагона подходил к тебе, а не ты к нему - надо много поработать". Все это, по мнению Бергманиса, новому министру придется нарабатывать никак не меньше полугода.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!