Foto: LETA
В четверг, 13 декабря, в офисе социальной сети Draugiem.lv в Марупе министр экономики Даниэль Павлютс и члены собранной по его инициативе рабочей группы рассказывали о том, как Латвия планирует решать демографическую проблему. Портал DELFI посетил это мероприятие и покинул его в легком недоумении.

Место проведения презентации было выбрано не случайно — при помощи draugiem.lv, по мнению организаторов презентации, латвийцы, "разбросанные" по всему миру, продолжают общаться между собой. Тем самым собравшимся как бы давали понять: draugiem.lv (в данной случае — офис компании), возможно, и теперь сыграет важную роль в сплочении латвийцев. Здесь, правда, следует отметить, что эта социальная сеть не так популярна среди русскоязычных жителей Латвии, которые предпочитают Facebook, "В контакте" и "Одноклассники".

Уезжают… Зачем?

Из насыщенной цифрами презентации можно было узнать, что с 2000 года население Латвии сократилось на 340 тысяч человек, или на 14,3%. Свою роль сыграла и низкая рождаемость, но главная причина резкого сокращения численности населения все же в массовом отъезде в страны Западной Европы.

В чем же причина столь массового отъезда за рубеж? Как успели выяснить в ходе проекта исследователи общественно-политического центра Providus во главе с руководителем исследовательской группы Даце Акуле, главные причины отъезда — различие в доходах между Латвией и более развитыми странами ЕС, огромная разница в возможностях трудоустройства и в условиях работы. Ситуацию усугубляет свободный доступ на рынок труда "старых" стран Европы, а также то, что там уже сформировалась латвийская диаспора, которая "перетягивает" из Латвии своих близких.

"Наши исследования показывают, что большинство находящихся в эмиграции латвийцев не собираются возвращаться на родину в ближайшие пять лет. В первую очередь потому, что Латвии пока сложно конкурировать с более развитыми странами ЕС в области благосостояния и экономики," — слова Даце Акуле, главы по разработке плана реэмиграции, стали еще одним подтверждением тезиса "возвращаться некуда", постоянно звучавшего, например, в комментариях на Delfi. Цель плана, по ее словам — в том, чтобы государство, самоуправления и общество были готовы помогать людям, которые возвращаются на родину.

Не обошлось и без экскурса в историю. По мнению исследователей, нынешнее экономическое и социальное состояние Латвии напрямую связано с последствиями пребывания страны в составе СССР. "Нельзя забывать о том, что развитые западноевропейские страны живут в условиях капитализма столетиями — у них не было тяжелого периода оккупации, непростого постоккупационного времени, а была возможность десятилетиями строить социально защищенное общество" — отметила Акуле, рассуждая об актуальных проблемах Латвии.

Требуются менеджеры-возвращенцы

Министерство экономики полагает, что ВВП Латвии в период с 2013 по 2020 год будет расти, в среднем, на 4-5% в год, а затем, до 2030 года — на 3-4% в год. В случае, если этот оптимистический прогноз сбудется, к 2030 году в Латвии будет 120 000 свободных рабочих мест. Главная цель — трудоустроить на эти рабочие места вернувшихся домой из-за границы латвийцев. Где же они будут работать? По мнению минэкономики, в ближайшее время будет наблюдаться рост ваканский, связанных с руководством, управлением и менеджментом, а спрос на простые, неквалифицированные профессии, наоборот, упадет.

"Цель плана реэмиграции — помочь вернуться тем уехавшим латвийцам, кто этого действительно хочет, а не "затаскивать" в Латвию всех эмигрантов поголовно," — убедительно говорит министр экономики Даниель Павлютс, подчеркивая что, немало латвийцев, проживающих в Великобритании, готовы приехать домой. Павлютс получил эту информацию в ходе многочисленных встреч, которые он проводил с соотечественниками в ходе своего визита по Великобритании и Ирландии в начале декабря.

"Люди интересуются, спрашивают — многие готовы возвращаться," — рассказывает Павлютс, но признает, что если возвращение латвийцев и состоится, то проходить оно будет постепенно, так же, как и отъезд за рубеж в свое время. "Есть ситуации, когда в Великобританию и Ирландию уезжали целыми поселками, деревнями. Если они захотят вернуться, то им будет некуда возвращаться, их тут никто не ждет, — говорит Павлютс. — Поэтому им нужна специальная поддержка, в том числе и социальная — в таком случае может сработать обратный эффект — уехавшие обратно в Латвию расскажут оставшимся за границей близким, что "тут на самом деле неплохо, и ехать можно", и за ними потянутся остальные".

Латвия — страна больших возможностей?

Об успешных примерах возвращения в Латвию в ходе презентации рассказали канадская латышка, руководитель проектов Draugiem.lv Юлия Гифорда, и ведущий исследователь РТУ Каспарс Калниньш. Позитивных примеров вернувшихся домой русскоязычных жителей Латвии на презентации представлено не было.

Каспарс Калниньш долгое время стажировался в Европейском космическом агентстве, однако принял решение жить и строить карьеру в Латвии. "Здесь все быстрее, проще, и, наконец, Латвия — моя родина. Если же отбросить эмоции, то работать, а также вести собственное дело легче и дешевле у нас, ведь вложения и издержки минимальны по сравнению с более развитыми странами. Никто в Европе не может себе представить, что на расстоянии в 100 километров от Риги можно арендовать недвижимость за сущие гроши, и заниматься там любым производством," — считает Калниньш, подчеркивая, что, по сравнению с европейскими предпринимателями, латвийские просто не могут не зарабатывать много, так как все издержки, а также оплата труда в Латвии существенно ниже.

Гифорда, закончившая среднюю школу в Торонто, не нашла для себя интересной программы в канадских вузах, и приняла решение учиться в Латвии, в Университете им. Страдыня. По ее словам, поступить было достаточно сложно — мешали бюрократические процессы — однако когда все получилось, она была счастлива. За годы, проведенные в Латвии, Юлия полностью освоила латышский язык (девушка из смешанной канадско-латышской семьи, и в Канаде общалась, в основном, на английском), получила диплом, устроилась руководителем проектов в Draugiem.lv.

Легко ли ей в Латвии? "Абсолютно, — отвечает Юлия Гифорда. — Помимо того, что моя мечта — жить в родной Латвии — исполнилась, я также получаю огромное удовольствие от возможностей, которые дает эта страна. Если бы я сказала кому-то в Северной Америке, что хочу работать в Facebook, они покрутили бы у виска пальцем, ведь возможность получить должность в такой крупной компании — ничтожна. Здесь, в Латвии, я смогла устроиться в Draugiem.lv — аналог Facebook. Да и президентом страны может стать любой, кто действительно этого хочет. Мне кажется, что в Латвии возможно все, главное, очень этого захотеть".

И с ней сложно не согласиться. Во всяком случае, насчет президента.

А главные тезисы плана реэмиграции — восемь идей по возвращению жителей Латвии домой — ранее были опубликованы здесь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!