Foto: Пресс-фото
Адольф Шапиро, режиссер московского МХТ, в прошлом — главный режиссер Рижского ТЮЗа, закрытого в 1992 году по распоряжению первого министра культуры Латвии Раймонда Паулса, признался, что вчера впервые снова оказался в некогда родных стенах — на спектакле "Бродский/Барышников". Тем не менее, Шапиро категоричен: на рижской сцене он никогда больше ставить не будет, а вопрос о прощении Паулса перед ним не стоит.

В Ригу Адольф Шапиро приехал со своей постановкой "Вишневый сад" с Ренатой Литвиновой в главной роли. По словам Шапиро, "это спектакль о том, что каждый из нас когда-то терял свой дом родной".

Сам режиссер в свое время невероятно тяжело перенес закрытие Молодежного театра (Рижского ТЮЗа), которому отдал 30 лет (без одного месяца) жизни и который был для него более, чем родным домом. С тех пор он не раз приезжал в Ригу, но ни разу не был в некогда родных стенах — там, где сегодня располагается Новый Рижский театр. А вчера впервые туда зашел…

Шапиро заявил порталу Delfi, что на спектакль "Бродский/Барышников" его позвал лично режиссер постановки Алвис Херманис, который позвонил ему в Москву. "Алвис позвонил две недели назад, позвал, а я ему сказал: отвечу тебе через четыре дня — буду или нет. Он — человек тонкий, понял, что я сразу не знал, смогу пойти или нет. Но когда пошел, оказалось, что все очень легко… Сразу создалось общее поле искусства и прожитых лет".

Режиссер признался, что после спектакля он встретился с Барышниковым: "Сели, выкурили по сигарете, поговорили… Обнялись. Миша говорит: ты куришь те же сигареты, что и Иосиф (Бродский). Иосиф к театру сложно относился, хотя на балет я его вытягивал. Но он музыку больше любил… Миша признался, что в середине фразы вспомнил, что я в зале — и чуть не забыл текст. Он понимал, что для меня значит этот театр".

В отличие от Барышникова, Адольф Шапиро категорически против того, чтобы делать какой бы то ни было проект в Латвии. "Для меня это был бы возврат прошлого, — пояснил Шапиро. — Меня приглашали все местные театры, включая оперу, но — нет. И тут нет никаких политических или иных мотивов. Для меня это слишком большой эмоциональный груз. Чтобы репетировать, нужно отстранение, удаление, иронический взгляд, некое чувство победности. А я знаю, что буду ходить по улицам и вспоминать. У меня не будет легкости репетировать. Мне это не нужно. Это прожито. И все".

На вопрос Delfi, удалось ли такому большому режиссеру понять и простить такого большого музыканта, как Раймонд Паулс, Шапиро ответил: "Паулс? Не помню такого".

Delfi напоминает, что история с закрытием Молодежного театра до сих пор неоднозначно оценивается двумя сторонами конфликта. Многие видели за этим проявление национальной конфронтации. По версии самого Раймонда Паулса, высказанной в интервью "Российского газете", "в свое время ТЮЗ гремел в Латвии. Но потом настали тяжелые времена. Театр посещали единицы зрителей. Наше министерство потребовало реорганизации труппы. В то же самое время выяснилось, что театр находится в здании старой баптистской церкви. Местные религиозные деятели требовали, чтобы мы вернули им помещение. Был создан другой театр, туда пригласили артистов из ТЮЗа. Но они затеяли шумиху, отказались уходить. Меня называли фашистом…"

В основанном в 1940 году Рижском театре юного зрителя работали латышская и русская труппы. В 1992 году, несмотря на протесты общественности, театр был ликвидирован.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!