
Российский режиссер Кирилл Серебренников рассказывает о том, почему считает новогодние комедии признаком прогрессирующей ретрофилии, восхищается простыми русскими тружениками, собирается в гости к Барышникову, дружит с латышскими актерами, называет высказывания Алвиса Херманиса глупыми и призывает людей делать все для собственного умственного развития.
15 января в киноконцертном зале Splendid Palace художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников проведет открытую лекцию "Театр как воспоминание".
Кириллу есть что рассказать про театр. (Краткий перечень его искусных подвигов за прошлый год — здесь). С театральной Ригой у режиссера отдельный многолетний роман. Лет шесть назад директор Национального театра Ояр Рубенис — давний поклонник творчества Серебренникова — собрался с духом и позвонил, предложив сотрудничество. Кирилл ответил, что, если на другой день Рубенис будет в Москве, предложение можно обсудить. Директора Национального театра дважды приглашать не потребовалось — на другой день он был у дверей МХТ и предлагал ставить "Мертвые души", о которых Серебренников давно мечтал.
Спектакль по русской классике, в котором все женские роли отдали мужчинам, аудитория Латвийского национального театра приняла на ура. Мало того, Ояр Рубенис пошел на непопулярную для Латвии меру — сделал русские титры и притянул публику русскоязычную, за что местные политики упрекнули его в неправильном понимании интеграции. Серебренников сделал ремейк "Душ" в Гоголь-центре — и ему тоже нашли что поставить в вину: пропаганду гомосексуализма.
Сотрудничество режиссера с Национальным театром продолжилось в виде перформанса по пьесе Георга Брюхнера "Войцек", а в этом году ему отдали на переосмысление национальную святыню — предложили поставить спектакль про Райниса к 150-летию поэта. В легком, веселом музыкальном спектакле "Сны Райниса" все актрисы играют Аспазию, а все актеры — Райниса, в разных их ипостасях. К спектаклю изготовили русские и английские титры.
Параллельно роману с Национальным театром у Кирилла развивался антироман с Новым рижским театром. В 2014 году худрук НРТ Алвис Херманис заявил об отмене всех гастролей его театра в России, а сам разорвал контракт на постановку в Большом театре. Ведущая актриса НРТ Гуна Зариня поддержала своего руководителя и отказалась играть в спектакле Гоголь-центра "Медея", поставленном рижанином Владиславом Наставшевым.
Кирилл Серебренников выразил недоумение такими действиями коллеги и опубликовал в Facebook критический пост "Не могу принять эту позицию. Не могу… Как это плохо, как мерзко от того, что происходит, как грустно от того, что не видно выхода". Деятели латвийской и русской культуры разделились на два лагеря — одни поддержали Херманиса, другие Серебренникова.
Собиравшийся в то время на гастроли в Москву Национальный театр поставил вопрос "ехать или не ехать" на голосование — большинство решило культурные связи не прерывать. Через несколько месяцев "Гоголь-центр" прибыл с ответными гастролями в Латвию и собрал аншлаги. На этот раз Гуна Зариня согласилась выйти в "Медее". Но только в Риге.
Сегодня Кирилл Серебренников востребован в Европе не меньше Алвиса Херманиса. Найдет ли он еще когда-то время ставить в Латвии — вопрос, который смело можно будет задать режиссеру на "Открытых лекциях". Накануне своего приезда Кирилл дал эксклюзивное интервью порталу Delfi.
- 1. Старые песенки 'о главном' свернули мозг стране — люди заболели ретрофилией
- 2. Все говорит о том, что сегодняшнее устройство мира крайне несправедливо
- 3. Хотелось, чтобы простые и прекрасные русские люди когда-то стали жить лучше
- 4. Надо делать все, чтобы наша антропологическая кривая не совпала с плинтусом