Foto: LETA
Иногда кажется, что выражение "как снег на голову" в буквальном смысле описывает то, с чем ежегодно в начале зимнего сезона сталкиваются рижские власти. Зиму, как обычно, не ждали, и вот результат: транспорт встал, тысячи людей сидят за рулем машин или стоят на остановках троллейбусов и строят конспирологические теории о том, кто виноват и что делать.

Портал DELFI, не пытаясь оценить действия рижских властей в этом году, решил заглянуть в архив и выяснить, какие именно загадки и ребусы загадывала погода столице Латвии в XXI веке.


В конце октября 2000 года мэр Риги Андрис Аргалис, в присутствии журналистов, заявил, что столица полностью готова к наступлению зимы – закуплена и доставлена современная снегоуборочная техника, персонал обучен. Однако Аргалис сразу же подчеркнул, что сомневается, что технику можно будет использовать в полную силу.

"Смотря на огромное количество автомобилей, передвигающихся по Риге, предполагаю, что снегоуборочная техника не сможет раскрыть весь свой потенциал. К тому же, ей гарантированно будут мешать машины, припаркованные под запрещающим и знаками, коих развелось в Риге в последнее время немало," – сказал Аргалис агентству LETA, добавив, что если Дорожная полиция не усилит контроль над злостными нарушителями ПДД, технику можно смело продавать – все равно никакого толка от нее не будет.

Толку от нее действительно было мало – зима 2000/2001 выдалась не особо снежной.


Foto: F64
22 декабря 2001 года Ригу накрыла сильнейшая метель, которая, естественно, парализовала весь город. "Из-за пробок по всей столице дороги даже не пытаются чистить – снег идет, водители и общественный транспорт стоит. В Риге воцарился настоящий хаос, несмотря на то, что на уборку снега в столице из муниципального бюджета еще в октябре было выделено 1 360 000 латов" – писала в декабре 2001 года газета "Ригас Балсс".

За чистку снега в Риге в те годы отвечали две организации – Rīgas tilti и Rīgas Ceļu pārvalde, и их представители – Албинс Ясайтис и Николай Белогрудов – утверждали, что снег чистится, на улицах работают 24 уборочных машины, и все в порядке, но по факту город стоял в одном большом сугробе. Общественность упрекала и дорожную полицию – мол, почему инспекторы не пришли на помощь, не регулировали перекрестки? Однако представитель ДП Айгарс Берзиньш оправдывал своих подопечных тем, что сильный снег напрямую угрожает их жизням – есть риск, что водители не заметят полицейских, и просто их собьют. Поэтому город стоял целый день – можно сказать, что 22 декабря 2001 года рижане провели в одной длинной пробке.

Позже, однако, город подготовился, и последствия следующих снегопадов как-то устранялись – по крайней мере, на сутки столицу больше не парализовывало. Однако появились другие проблемы – возмущения в обществе вызвало предложение исполнительного директора Риги Мариса Тралмакса эвакуировать припаркованные машины в случае, если они мешают уборке снега. Идея Тралмакса подверглась сильной критике – как со стороны коллег, так и со стороны простых рижан, и поэтому ее пришлось по-тихому "замять".

Мучил столичных чиновников зимой 2001/2002 годов и наболевший вопрос "куда девать убранный снег?" После долгих раздумий, когда сугробы на рижских тротуарах достигли высоты человеческого роста, снег решили вывозить на Луцавсалу и Закюсалу, и просто выбрасывать его на берег Даугавы, откуда он позже, весной, утекал вместе с мусором и различными автомобильными жидкостями в Рижский залив, где летом купались люди.

"По словам пресс-секретаря Тралмакса Дзинтарса Залюксниса, местами выгрузки убранного снега определены острова на Даугаве — Луцавсала и Закюсала. Вывезенный из Риги снег сбрасывают и на пустырях в районе улицы Краста. Что также недалеко от реки. Как известно, Даугава впадает в Балтийское море. По логике вещей, вся городская соль должна весной плыть в Рижский залив. Так оно и есть. Но, по мнению начальника отдела хозяйственных отходов департамента среды Рижской думы Наты Ванаги, природе это не вредит", - сообщал портал DELFI в марте 2002 года.


Foto: LETA
В последний день октября 2002 года Рижская дума, которой руководил на тот момент Гундарс Боярс, бодро рапортовала о полной готовности к зиме. 41 единица техники дожидалась первого снегопада, причем еще 13 машин предназначались для очистки мостов, а 18 - для работы на улицах в Рижском районе. На борьбу со снегом с 15 октября по 15 апреля в бюджете было выделено 1,37 млн. латов.

Комитет РД по транспорту и связи к этому времени уже принял решение о том, что наилучшим способом приведения столичных улиц в порядок является посыпание снега старой доброй солью. Были приняты меры по ограничению парковки автомобилей в центре города в случаях, когда улицы необходимо очищать от снега.

Первый снегопад 2002 года обрушился на Ригу 8 ноября. В декабре начался вывоз снега с центральных улиц города, но главную роль в борьбе с сугробами играла соль. Интересно, что уже в середине января Департамент окружающей среды РД поднял вопрос о том, действительно ли засыпание улиц солью - лучший выход для города. Глава департамента Валдис Калнозолс даже начал подозревать, что на самом деле улицы Риги не чистят, а просто посыпают солью, ожидая, когда же снег растает. Однако все эти дискуссии ничем не закончились: городские власти пришли к выводу, что без соли никак не обойтись.

Всю зиму рижане проходили в обуви с белым пятнами, пока, наконец, в марте снег не растаял. Тут жителей города ждала новая напасть: огромные лужи. Ливневая канализация явно не справлялась, а городские власти уверяли, что ничего нельзя сделать дт тех пор, пока теплая погода не установится окончательно. О тяжкой жизни образца 2002 года рассказывает и уже не существующая газета "Ригас Балсс": ее корреспонденты обошли десяток магазинов, но так и не нашли ни резиновых сапог, ни галош.


Foto: LETA
В октябре 2003 года никто снег еще не ждал, но у погоды были свои планы. 27 октября Ригу в буквальном смысле завалило снегом (по данным "Ригас Балсс", толщина снежного покрова - впревые в истории наблюдений - составила 39 сантиметров). В результате движение в столице в буквальном смысле встало: тысячи рижан добирались до работы не менее двух часов. За один день в Риге произошло 123 аварии, большая часть - по причине неочищенных от снега улиц.

Вице-мэр Риги Сергей Долгополов и исполнительный директор Марис Тралмакс уже готовились наказывать виновных. "Посмотрим, что каждый сделает до завтра. Если результата не будет, мы настроены радикально. Кому-то придется оставить свой пост", - угрожал Тралмакс. Но тут на помощь рижским чиновникам пришла погода: резко потеплело, и снег начал быстро таять. В результате все остались на своих местах и с некоторой тревогой готовились к полноценному зимнему сезону.

К зиме в столице было мобилизовано 72 единицы техники, причем на поддержание их в полной готовности ежедневно тратилось 1200 латов. Очередной снегопад накрыл Ригу 15 декабря, и дискуссии о том, кто заплатит за испорченную солью обувь, вспыхнули с новой силой. Никакого радикального решения проблемы снова найти не удалось. В начале 2004-го городские власти утвердили "снежный" бюджет на весь год - на борьбу с сугробами было выделено 1 064 678 латов.

Но вскоре выяснилось, что этих средств явно недостаточно. В середине января 2004 года, после очередных обильных снегопадов, Департамент сообщений РД уже рассказывал, что для полного освобождения Риги от снега нужно примерно 18 000 латов в день, тогда как бюджет предусматривал вдвое меньшую сумму. Что делать? Терпеть. "Мы привыкли ездить быстро, со свистом. Теперь так не получится", - констатировал начальник Ceļu pārvalde Янис Зауерс.

И дотерпели. Первые месяцы 2004 года были довольно бурными благодаря "Реформе-2004", поэтому проблема снега отошла на второй план. А затем, уже в марте, у страны появился новый премьер-министр Индулис Эмсис, с которым страна чуть позже вступила в ЕС и НАТО. Снег растаял, на дорогах появились вечные ямы и выбоины, но это уже другая история.


Foto: DELFI
Сделав кое-какие выводы зимой 2003/2004 годов, Рижская дума во главе с Гундарсом Боярсом, в октябре 2004 года заявила, что к зиме готова основательно – снегуборочная техника находится в работоспособном состоянии, деньги "на снег" из бюджета получены. Однако зима не торопилась приходить в Ригу – изредка шел легкий снежок, на следующий день он таял, и столица выглядела вполне по осеннему. О зиме лишь изредка напоминал легкий морозец и гололедица на дорогах.

Первая настоящая опасность пришла 31 декабря 2004 года – тогда на всех дорогах страны образовался "черный лед", ставший виновником многих аварий. Самой страшной из них стала авария рейсового автобуса компании Ecolines, следовавшего по маршруту Москва-Рига, случившаяся недалеко от Резекне. В ДТП погибли 9 человек, еще 30 получили серьезные травмы.

Наступил 2005 год, а настоящий снег все не шел (температура воздуха составляла +7..+10 градуса), – вместо него в начале января Латвию настиг сильнейший в истории страны ураган – порывы ветра достигали 40 м/с, 60% домохозяйств страны осталось без электричества, прибрежная линия страны оказалась основательно затоплена. "Уровень воды в Даугаве повысился до рекордной отметки — более 2 м. В связи со сложившейся ситуацией, а также из-за возможности повторения стихийного бедствия через пару дней (в Скандинавии сейчас формируется второй циклон), в стране объявлен энергетический кризис. Два дня (10 и 11 января) будут закрыты все детские сады и школы, но в них станут дежурить учителя и воспитатели на случай, если родителям просто не с кем оставить ребенка", – сообщал DELFI 11 января 2005 года.

Настоящий снег пошел в столице лишь к началу февраля, но, к удивлению не вызвал особой паники, и не парализовал, как обычно, весь город. Сугробы и заснеженные улицы достаточно быстро убрали, снег вывезли, и стали ждать следующих метелей, которые, к слову, настигали столицу до наступления весны всего лишь пару раз. Видимо, январский ураган стал настолько серьезным испытанием для всех коммунальных служб, что снегу они были даже рады.


Foto: LETA
"Похоже, что зимы мы больше не увидим – видать, глобальное потепление настигло и нас," – шутили латвийцы встречая новый, 2006 год – за окном шел проливной дождь, зеленели газоны, а температура воздуха держалась на отметке +5..+8 градусов. Похожая ситуация продолжалась и в январе – изредка шел кратковременный мокрый снег, температура воздуха была "плюсовой" – многие водители даже продолжали ездить на летней резине. Радовалась и Рижская дума во главе с мэром Айваром Аксеноксом – зима теплая, традиционных снежных проблем, вроде бы, не намечается.

Полузима-полуосень продолжалась до 20 февраля, когда на столицу обрушилась снежная буря, к которой, ожидаемо, никто не был готов – столица "встала", службы, ответственные за чистку снега почему-то не спешили заниматься своими прямыми обязанностями, приступив к уборке снега лишь к вечеру. Комментарии были традиционными: "Не могу сказать, что работа коммунальных служб была плохой, так как ситуация все же достаточно критическая. Снег убрали в тех местах, где это было физически возможно – конечно, есть улицы, где снегоуборочная техника начнет работать ближе к ночи," – рассказывал мэр Риги Айварс Аксенокс агентству LETA.

Спустя пару дней Аксенокс сетовал журналистам в ходе пресс-конференции: "Риге не хватает специальных средств, обеспечивающих таяние снега. Вывезти весь снег физически невозможно. Мы могли бы использовать гранитную крошку, как, например, в Скандинавии, чтобы жителям было проще передвигаться по заснеженным тротуарам, но камни засорят устаревшую рижскую канализационную систему," – говорил Аксенокс, заверяя собравшихся, что эту проблему можно решить, лишь посоветовавшись со специалистами.


Foto: LETA
Первый снег, выпавший 3 ноября 2006 года, традиционно парализовал всю столицу – ни коммунальные службы, ни водители с пешеходами не были готовы к снегопаду – видимо, уже успели привыкнуть, что зима в Латвии наступает где-то в районе февраля.

"Выпавший первый снег парализовал движение на улицах города и стал причиной уже 200 аварий. В целом, движение затруднено на всех крупных автотрассах республики. Возможны задержки в движении поездов", - сообщал глава Дорожной полиции Эдмундс Зивтиньш порталу DELFI, призывая водителей быть терпеливыми и пропускать снегоуборочную технику, не мешая ей работать.

Через пять дней, 8 ноября, мэр Риги Айварс Аксенокс заявил, что теперь Рига точно готова к снегу: "Пять дней назад уборку снега сдерживал транспортный поток – во время пробок невозможно оперативно очистить улицы. Техники у нас достаточно, но приход зимы оказался неожиданным," – комментировал ситуацию мэр города, призывая столичных водителей во время сильного снега пересесть в общественный транспорт. Бесплатный проезд "за техпаспорт", правда, не обещал.


Foto: LETA
Зимний сезон 2007/2008 года начался без особых происшествий – снег выпадал, его чистили, транспорт стоял в пробках - однако больших проблем все же не наблюдалось. Первая половина зима прошла относительно спокойно. С наступлением нового, 2008 года, количество снежных дней росло, но коммунальные службы на удивление быстро справлялись со стихией.

Зиму 2007-2008 года можно было бы смело назвать одной из самых спокойных, если бы не "весенний снегопад", обрушившийся на столицу в конце марта. Коммунальные службы, уже успевшие "зачехлить" всю спецтехнику (начало марта было вполне солнечным и весенним), начали срочно очищать столицу от последствий снегопада.

Совсем без происшествий все же получилось – 26 марта в Риге было зарегистрировано более чем 200 ДТП, а с рельсов сошли три трамвая – один возле Спортивной академии на Югле, два – около Центрального рынка.


Foto: DELFI
Два зимних сезона подрял прошли для жителей столицы относительно спокойной – выдающихся снегопадов почти не было; крупных транспортных коллапсов также. Мэру Риги Янису Бирксу, занимавшему свой пост до 2009 года, можно сказать, повезло – на его долю выпал лишь "весенний снегопад" в марте 2008-го.

Заступивший на пост градоначальника в 2009 году Нил Ушаков сразу же заявил, что несмотря на экономический кризис, оптимизацию всего и вся, Рига будет исправно и регулярно убираться от снега. Свое обещание Ушаков сдержал – дороги Риги, на радость автоводителей, действительно, находились в неплохом состоянии.

К сожалению, этого нельзя было сказать о пешеходах - собранный с проезжей части снег, сваливали на тротуары и обочины. За эту проблему держал ответ уже вице-мэр Айнарс Шлесерс, пообещав в начале 2010 года вывезти весь снег из столицы за три дня. Весь – не весь, но большую часть действительно вывезли.


Foto: DELFI
Наступившую зиму и пришедший вместе с ней в начале декабря сильнейший снегопад, Рижское самоуправление встретило уверенно и бодро. "Мы не собираемся из-за снега ставить знак "Рига закрыта", - говорил вице-мэр столицы Андрис Америкс. Он также отмечал, что до конца года в городской казне на уборку снега есть еще 500 000 латов. Тогда же Рижская дума предложила своеобразное ноу-хау – снегоуборочные машины будут обеспечивать полицейским сопровождением – машины с "мигалками" помогут спецтехнике быстро и эффективно чистить столицу.

Однако уже 14 декабря, когда столицу настиг очередной снегопад, Америкс заявил, что денег уже почти не осталось. "Предусмотренные в этом году средства на расчистку снега в столице почти истрачены. Для этой цели в бюджете самоуправления было предусмотрено 1,9 млн. латов. Вероятно, недостающие средства будут взяты из резервного фонда самоуправления," – сообщал Америкс в ходе одной из пресс-конференций.

Городские власти привлекли средства резервного фонда, и со снегом справились. Однако стали более прижимистыми – иначе, зачем Нил Ушаков 17 декабря 2010 года призывал рижан взяться за лопаты? "Председатель Рижской думы Нил Ушаков призвал жителей столицы в выходные провести "снежные субботники", чтобы разгрести снег в своих дворах и на территориях, которые не чистят дворники, информирует пресс-служба самоуправления," – писал наш портал.

Снежная зима продолжалась и дальше, но уже без особых проблем для жителей города – спецслужбы "раскачались", и делали свою работу быстро и эффективно. В начале 2011 года из Риги вывозили немало снега – например, за один только январь вывезли около 200 000 кубометров.


Foto: LETA
Прошлая зима прошла относительно спокойно – пробок длиной в полгорода, сумасшедшего размера снежных заносов не было, равно как и не было столь обильных снегопадов. Зима 2011/2012 года прошла под знаком почти тридцатиградусных морозов, которые держались практически весь февраль.

Однако зимние неприятности столичного самоуправления подкрались с другой стороны – проблемой номер один стали нечищенные тротуары и крыши зданий, с которых свисали сосульки. За неубранные тротуары работники Муниципальной полиции выписали более тысячи протоколов за один только январь.

"Усилив контроль за очисткой от снега и льда тротуаров и крыш, за неделю Рижская Муниципальная полиция и административные инспекции исполнительных дирекций в общей сложности составили 204 протокола осмотра, из которых большая часть — о неубранных от снега тротуарах. Делопроизводство по административным нарушениям начато в 84 случаях. Всего в январе в городе констатировано примерно 1100 таких нарушений" – сообщал DELFI.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!