Foto: DELFI
Русские общественные организации намерены обсудить возможность потребовать от государства возвращения принадлежавшей им до 1940 года недвижимости. Об этом в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV заявил член правления Русской общины Латвии Игорь Ватолин.

"Русская община Латвии и Русское общество в Латвии пока что ничего не требуют. Они собираются обсудить вопрос о недвижимости русских организаций в порядке дискуссии. Если у еврейской общины по каждому из двухсот объектов недвижимости подготовлены документы, то русская община, как повелось, плетется в хвосте событий. Насколько мне известно, у русских организаций подобного единого регистра не существует", — сказал Ватолин.

При этом общественник отметил, что русские организации Латвии могли бы — теоретически — претендовать на некоторую недвижимость.

"Вместе с тем однозначно можно утверждать, что русские общественные организации до войны были, хотя особо большой недвижимостью они не владели. После переворота Улманиса в 1934 году организации с политической направленностью были ликвидированы, остальные попали под плотный контроль государства. Очередной удар нанесло принятие в 1938 году новой редакции закона "Об обществах". Тем не менее, по состоянию на июнь 1940 года ведущий исследователь этой эпохи Татьяна Фейгмане упоминает недвижимость общества "Улей", сейчас это Рижский русский театр, а также несколько объектов Рижского русского благотворительного общества — они располагались в Московском форштадте и Юрмале…

Детального анализа по организациям, объектам и регионам пока не проводилось", — сказал Ватолин.

По его словам, складывающаяся ситуация с недвижимостью должна прежде всего вызвать широкую общественную дискуссию.

"Лично мне кажется, что при обсуждении подобных вопросов, которые чреваты изменением имущественных отношений, нужно исходить из нескольких моментов. Прежде всего — исторической справедливости. Тот факт, что в годы войны подавляющее большинство латвийских евреев были уничтожены, требует особого отношения к еврейской общине. Тут уместны извинения государственных деятелей, всевозможные усилия по укреплению, восстановлению еврейской общины.

Раз уж мы говорим о восстановлении справедливости в отношении одной этнической группы, то не надо забывать и о других этнических группах. Цвет русской общины Латвии в межвоенный период — это профессура, белогвардейцы. Покинувшие Россию и нашедшие в Латвии убежище от советской власти. Для них 1940 год стал абсолютной трагедией. Как и в Первую мировую, это была очередная зачистка бульдозером нежного и тонкого слоя интеллигенции и элиты здешнего русского общества. Эти люди были убиты, отправлены в ГУЛАГ или, в лучшем случае, оказались в рассеянии", — подытожил Ватолин.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!