Фото: Shutterstock
Фармацевт одной из рижских аптек анонимно рассказала порталу Delfi о том, почему она выбрала именно эту область медицины, тяжко ли ей видеть трупы, чего ждать от наркоманов, сколько лишних лекарств нам продают, почему она не верит в гомеопатию и как полюбить разговорчивых старушек.

Можете рассказать что-то интересное о вашей профессии? О ее плюсах, минусах, подводных камнях? Предостеречь или вдохновить других? Портал Delfi приглашает стать героем серии статей о том, как выглядит "изнанка" редких и совершенно обычных профессий. Напишите нам по адресу rus.redakcija@delfi.lv, через форму на Delfi Репортер или через наш профиль на Facebook. Наш журналист свяжется с вами. Редакция гарантирует анонимность.

Как стать фармацевтом

- Люди всегда будут есть, болеть и умирать. Наверное, хирург или зубной звучит круче фармацевта, но там надо так долго учиться, а потом еще практика... Поверьте, за это время у многих желание остывает. Да и ответственность слишком велика. Меня со школы всегда интересовали химия и биология. Было бы интересно создавать лекарства, но это процесс невероятно долгий, дорогой и не факт, что дождешься результата: после десятилетий работы у таблетки твоей мечты могут выявиться побочные эффекты, и все труды насмарку. Сами судите, патентованные лекарства Made in Latvia можно по пальцам пересчитать. Фармацевтика — связующее звено между химией и биологией, с щепоткой медицины.

Я училась в университете им. Страдыня (бывшей Медицинской академии), со своими оценками могла бы и в ЛУ, но Страдыня для медика — это классика. Конкурс был немаленький. Учиться — всего пять лет. Юношей с каждым годом на этой специальности становится все больше, но устроить личную жизнь в "меде" можно не мечтать — кругом одни соперницы. Среди фармацевтов много потомственных, в нескольких поколениях. Если постараться, то помимо основной стипендии, можно получать и еще деньги от какого-то медучреждения или фармакомпании — они нас любят.

Вся анатомия — за один семестр (у будущих врачей — три). Ну да, водили нас в анатомичку — ничего особенного. Больше всего запомнились мозги. Их там из кастрюли достают — как борщ в советской столовой со шматом мяса. Но в отличие от медиков, нам все это хотя бы не надо было руками трогать.

Трупы меня тоже никак не удивили и не шокировали — ну лежит мертвый человек: кости, мышцы, сухожилия, связки, хрящи — даже кишок нет. Трупы у нас были, надо сказать не первой свежести — сильно потрепанные, как и все, чем пользуется огромное количество студентов. Помню, сидим мы на лекции, слышим за стеной какой-то противный и непрекращающийся визг. Спрашиваем: что это? Преподаватель отвечает: не волнуйтесь, это второй курс череп пилит. С костями — совсем уж смешная встреча: приходишь на склад — отдаешь студенческий — тебе бабуся выдает поднос с костями. Идешь и собираешь паззл.

Если честно, мне интереснее всего была ботаника, а любимый предмет — фармакогнозия, наука о лекарственных растениях: в какой части сосредоточены полезные вещества и как их лучше оттуда изъять. Кстати, есть растения, которые очень похожи на лекарственные, но в лучшем случае — бесполезные, а могут и навредить. У той же ромашки огромное количество близнецов, но только у аптечной — особый запах. Моя семья всегда предпочитала, по возможности, лечиться травками — фармакогнозия подтвердила, что мама-папа были правы.

Также нас учили готовить лекарства по индивидуальным рецептам, хотя последнее время аптеки этим все реже занимаются. Мне это дело нравится: типа кулинарии, но все строже. Важно точно соблюдать последовательность, иначе или осадок выпадет, или реакция не та произойдет. За дозировкой тоже надо тщательно следить, особенно сильнодействующих веществ. Доктора в рецептах то забудут, то добавят нолик — за ними глаз да глаз. Да и пишут, как курица лапой, ты лишь догадываешься — хорошо, последнее время рецепты чаще печатают.

Четыре года учишься, на пятый — практика и исследовательская работа на любую тему.

Работа: уже на первом курсе с руками оторвут

- Найти рабочее место для аптекаря — не проблема. Их с руками готовы отхватить уже на первом курсе — за кассу сразу не поставят, но цены на коробочки поклеить, полы помыть и под присмотром фармацевта что-то поучиться делать ты вполне можешь. Чего-чего, а аптеки у нас — на каждом углу. Есть три больших сети, а многие отдельные аптеки тоже объединены в ассоциацию, и все конкурируют между собой.

Зарплата: любой каприз исполнится, только не уходи

- Зарплаты сразу неплохие, а когда начинают переманивать из одной сети в другую — тут уже суммы круглеют на глазах. Можно работать не на полную ставку, а по часам, и совмещать с другой деятельностью. В общем, все готовы исполнить любой твой каприз за свои деньги — лишь бы ты их не покидал. Наверное, в больших странах Европы зарплаты на порядок выше, но на фоне прочих жителей Латвии нам грех жаловаться.

Парадокс, но те фармацевты, которые работают не первый десяток лет, получают сильно меньше молодежи, на которую идет охота со ставками. Аптекарша предпенсионного возраста может получать 700 евро в месяц (на руки), а молодой да ранний — за 1000 евро.

Некоторые сети ставят перед фармацевтами план продаж, из серии: выполнишь — получишь премию. Поэтому, когда врач пишет в рецепте международное непатентованное название лекарства, некоторые фармацевты предлагают все варианты, а некоторые намеренно продадут дорогое (оригинальное обычно в разы дороже дженериков), даже не упомянув про аналоги. При том, что как правило, дженерики совсем не хуже по действию. Правда, новый закон обязал нас все же предлагать самое дешевое.

Стараюсь оставаться человеком — если вижу, что у клиента не очень с деньгами, всегда предложу препарат подешевле. Сегодня я меньше заработаю, зато потом человек еще придет. Если очевидно, что проблем с финансами у клиента нет, тогда почему не порадовать его тем, что он считает "лучшим", плюс дополнительно порекомендовать витаминов и чаев. План-то выполнять надо.

Бонусы: никаких взяток, но иногда вкусно покормят

- Распространители добавок и немедикаментозных товаров часто практикуют всякие бонусные системы, которые могут отражаться и на зарплатах фармацевтов. Требования к этим добавкам не сильно строже, чем к батону хлеба, а налог — 21%, вместо 12.

Никаких "взяток", чтобы мы продавали одну брызгалку в нос, а не другую, на моем уровне не дают. Хотя представители фармацевтических компаний и устраивают нам время от времени образовательные семинары по новым лекарствам — в приятном месте, где вкусно кормят. Если это косметика — дают пробнички или оригинальную упаковку какого-нибудь крема. Но что в этом плохого? Нам же надо получать информацию о том, чем торгуем.

Есть такая профессия — медицинский представитель фармацевтических компаний. Для этого нужно то же образование, что и у нас. Их работа — ездить по врачам и аптекам, предлагать свою продукцию. Тут нужна хорошая доля наглости, хитрости и актерского таланта. Это не для меня. Насколько хорошо они работают, можно понять по количеству выписанных рецептов врачами того или иного района Риги. Если речь идет не о рецептурном лекарстве — приходят в аптеку с тортиком и расписывают свои лекарства за чашкой чая, это по предварительной договоренности, и аптеке за это платят.

Впрочем, что бы они ни говорили, я-то знаю, что зачастую лекарства одного ряда не сильно отличаются одно от другого. Сейчас пошла мода, когда сети активно продвигают продукты (пищевые добавки и чаи) со своей маркой — заказывают на том же заводе стран Евросоюза, что и брендовые, но цену ставят сильно ниже (ведь в рекламу не надо отдельно вкладывать и особую упаковку). Я их рекомендую - вполне качественный и не такой дорогой товар.

Ответственность: топор из головы вынимать не буду

- Фармацевты все время должны проходить курсы повышения квалификации. После "универа" нам дают право на работу (его подтверждает специальный значок) на три года, после прохождения курсов его продлевают каждые пять лет.

Работа фармацевта, если ты не планируешь стать министром здравоохранения Латвии, особой карьеры не предполагает. Максимум — заведующий аптекой: работа непыльная, неплохо оплачиваемая, но весьма ответственная: выдаст твой подопечный психотропное лекарство не тому и не столько, и тебе отвечать по полной программе.

Простым фармацевтом быть куда проще. Хотя и тут надо взвешивать, кому что советовать. Конечно, человеку с топором в голове я не скажу — выньте топор, помажьте йодом и выпейте противоболевое. Исходя из опыта, могу сказать: нечего самолечением заниматься — идите к доктору. Если серьезных проблем не видно — могу посоветовать препарат. И это тот момент, когда я беру на себя ответственность. Если человек обгорел на солнце в Турции и просит крем от ожогов — я поинтересуюсь, нет ли у него подозрительных родинок (тут дело чревато меланомой — надо нестись к врачу), если нет — продам крем.

Клиенты: в хорошем настроении только за презервативами приходят

- Сорвать нервы на аптекаре — милое дело. К нам редко счастливые люди приходят, разве что за презервативами или кремами. Особенно если аптека рядом с поликлиникой, больницей или социальным домом. Обычно у них что-то болит, а значит настроение, в лучшем случае, не очень. Другой раз человеку больше хочется поругаться, чем купить средство от его проблемы. Нас обучали, как общаться с такой публикой, не поддаваясь на провокации.

Приходит глухая бабушка, делаешь глубокий вдох и громко-четко произносишь фразы, бурно жестикулируя. Одиноким старушкам — им же поболтать не с кем. Что ж, киваешь головой, вежливо намекая, что вообще-то ты тут не для того стоишь.

Иногда приезжие из села бабули называют меня "доктор". И не хочется разочаровывать человека, который верит в людей в белых халатах. Возьми и придумай, как вылечить ее коленки. Мне такие бабушки даже благодарности писали и пирожки-конфеты приносили. Приятно. Их понять можно. К доктору надо записываться и ждать месяцами. Да можно и умереть, пока дождешься этого доктора — тогда приходится брать ответственность нам.

Криминал: лакомый куш — прибор для измерения давления

- Последнее время пошла мода на самообслуживание. Открытые полки — бери не хочу. Приходят наркоманы или воры — только засмотрелся, как не досчитался аппарата для измерения давления. Это почему-то их любимый товар. Потом впарят бабуле за 10-20 евро, а ты отвечай.

Бывают поддельные рецепты, особенно на наркотические вещества. Мы особые рецепты (на психотропные, наркотические и компенсируемые лекарства) чуть не с лупой проверяем. Иногда приносят украденные рецепты — у врача вытащат пачку пустых бланков со штампами и понавыписывают, чего надо. По аптекам сразу идет информация, что рецепты с такого-то по такой-то номер не действительны. Надо все смотреть.

С персонажами маргинального вида, которые требуют что-нибудь запретное без рецепта, на рожон стараюсь не лезть — мало ли что им в голову взбредет? Таких лучше не прогонять, а вежливо сказать: извините, мол, "только кончилось ваше лекарство" или "наша аптека таким уже не торгует". В маленькой аптеке могут и напасть — на одну мою коллегу наркоман с ножом кинулся. Ей пришлось запираться в кабинете и вызывать полицию. Я после этого всегда наготове держу ключи — грудью вставать не буду. Но такое случается не только в аптеке.

Неудобные вопросы: вши — это нормально

Есть темы, которые люди часто стесняются озвучивать вслух, особенно при других клиентах. Из таких — болезни мочеполовой системы, поносы и вши. Приходят молодые девчонки — им неудобно спрашивать подкладки или средства от молочницы. Но я отвечаю так уверенно, что стеснение скоро проходит. Мой любимый тип — подросток, который заходит и рыщет взглядом — я обычно молча показываю ему в сторону стойки с презервативами. В 19 случаях из 20 я права.

Осенью, когда дети возвращаются из деревень, лагерей и с дач, мы не успеваем завозить средства от вшей. Раскупаются, как горячие пирожки. Вполне приличные мамы-папы говорят о проблеме шепотом — приходится убеждать, что это совершенно нормально.

Цены: удивлена мужеству больных

- Что касается цен… Честно говоря, я удивлена мужеству наших больных. Я бы в жизни не отдала такие суммы за обычное лекарство. Аэрозоль от насморка за 16 евро! Какая-нибудь бабуля выложит полпенсии и глазом не моргнет. И цены только растут. Чуть падает стоимость только компенсируемых государством препаратов.

Разница цен на лекарства в разных сетях Латвии — совершенно несущественная, ведь наценка на лекарства регламентирована законом и не может быть любой, какой мы пожелаем. В основном она зависит от производителя. Гораздо больше может различаться стоимость биодобавок и косметики, но тут — дело хозяйское.

Чем дольше я работаю в аптеке, тем меньше принимаю лекарств. Ведь у всех потенциально имеется куча побочных эффектов (сами посмотрите в аннотацию!). А наши врачи, на мой взгляд, зачастую выписывают кучу лекарств не совсем обоснованно. Да и сами люди от любой головной боли тут же норовят выпить таблетку, вместо того, чтобы разобраться, а почему болит-то. Иной раз лучше водички попить и полежать-отдохнуть. Другое дело, если ангина — тут без антибиотика трудно. Но я всегда обсуждаю с врачом, что и сколько нужно принимать.

Лично я люблю лекарственные растения — чаек попьешь и, зачастую, это решает проблему. Это не гомеопатия, которая, как мне кажется, что-то очень сомнительное. Мы продаем гомеопатические препараты, но лично я ее никогда и никому не рекомендую. Ведь эти таблетки и шарики — обычный молочный сахар. Он действует, скорее, как плацебо, которое дает время организму самому справиться с легкой простудой или расшалившимися нервами. Но вот если из-за гомеопатии затягивается лечение серьезной болезни — это уже беда.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !