Депутаты комитета Рижской думы не стали спешить с принятием решения о судьбе свалки зеленых отходов в Зиепниеккалнсе.

Страсти под зонтиками

Очередное заседание комитета Рижской думы по охране среды, состоявшееся вчера, проходило не в теплых и сухих кабинетах Ратуши, а под моросящим дождем. Местом выездного сбора депутаты избрали зеленую лужайку на окраине столичного жилмассива Зиепниеккалнс (ул. Ритаусмас, 25), где намечено построить централизованную площадку для компостирования зеленых отходов — скошенной травы, сучьев деревьев, опавших листьев…

Эта задумка чиновников думского департамента среды, едва выйдя из стен мэрии, сразу породила большой скандал. Жители спального района, узнав о том, что объявлено общественное обсуждение сомнительного проекта, стали в массовом порядке подписываться в опросных листах «против». Счет протестов пошел на тысячи…

Людей обеспокоило то, что строительство задумано всего в 300 метрах от жилого здания на ул. Озолциема. Это значит, что людям навязывают «сосуществование» с постоянной вонью от гниения, которому будут подвергаться в компостной куче зеленые отходы, а также со стафилококками и другими болезнетворными микробами, которые сопровождают процессы распада. Такое соседство понизит рыночную стоимость квартирной собственности.

Поучаствовать в дискуссии депутатов на тему «быть или не быть свалке» изъявили желание и жители массива, и авторитетные эксперты, и, разумеется, чиновники, вынашивающие этот план.

Соцдем Дайнис Иванс по праву главы комитета попытался перехватить инициативу. Открывая заседание, он стал навязывать свою точку зрения. Мол, такие площадки городу нужны. В настоящее время процесс переработки зеленых отходов напоминает народную поговорку «кто в лес, кто по дрова». Часть свозится в Гетлини, где их утилизация наряду с бытовыми отходами не является экономичной.

Зиепниеккалнская — первая проба. Для свалки выбрано подходящее место, опасности для жителей она не представляет, о вони говорить несерьезно — не хоронить же из-за этого идею! В общем, люди, голосующие против, поддались на провокационные призывы инициаторов, преследующих конъюнктурные интересы. Свою речь Иванс то и дело перемежал вводными словами «полагаю», «считаю»… Они-то его и сгубили.

Житель: где информация?

- Вы нас переубеждайте не на языке предположений, а на основе исследований, которые иллюстрировали бы степень загрязнения и загазованности воздуха и будет ли она отвечать нормативам, — дал жесткий отпор житель микрорайона Арнис Ругайс. Как оказалось, таких исследований никто не делал и делать не собирался.

- Уже вложено немало бюджетных денег на реализацию этого проекта, — бросился на защиту своего детища директор департамента среды Аскольд Клявиньш. — Строительство таких площадок подальше от жилых домов, за городом, повлечет дополнительные немалые издержки на транспорт, перевозящий такие отходы.

- Тем более непростительно, — продолжал отповедь Ругайс. — Надо было сначала иметь полную ясность о проекте, найти для этих исследований деньги, а уже потом решать — тратиться ли дальше.

Следующим поспешил на подмогу Ивансу и Клявиньшу депутат от Народной партии Агнис Калнказиньш:

- Я уже 12 лет руковожу муниципальным предприятием «Ригас дарзи ун парки». В каждом парке есть подобные мини-свалки. Собранные в кучи опавшие листья и скошенная трава гниют, а образовавшийся компост используется для удобрения в тех же парках. Если принимать всерьез фактор вони, то Рига должна бы давно стать смердящей свалкой городского масштаба. Однако этого нет…

А разработчик этого проекта — специалист департамента среды, представившаяся Лайлой, привела, казалось, и вовсе убойный довод:

- Мы советовались с непререкаемым авторитетом в вопросах организации свалок Рутой Бандере. Она занимается научной деятельностью в одном из институтов Академии наук, а также руководит Латвийской ассоциацией по переработке вторсырья. Госпожа Бандере твердо заверила нас: свалка зеленых отходов в этом месте не угрожает спальному району.

Ученый: под угрозой здоровье горожан

Однако на защиту интересов жителей спального района встала и специалист в области микробиологии доктор наук Дзидра Зариня, следившая за ходом дискуссии под своим зонтиком. Она не живет в Зиепниеккалнсе. На место скандала ее привел профессиональный интерес. И желание помочь друзьям, обитающим в этом микрорайоне.

- Сравнивать самостийные свалки в парке и обсуждаемый проект — некорректно, — заметила микробиолог. — Потому что масштабы несопоставимы. А не придавать значения вони было бы должностным преступлением по отношению ко многим сотням рижан, страдающим аллергическими заболеваниями и астмой. Для них эта свалка станет постоянным катализатором болезней.

Что же касается авторитета Руты Бандере, то он большей частью основан на ее организаторских навыках. Госпожа Бандере, увы, не является специалистом в области микробиологии.

Иванс снова пошел в атаку:

- Мне довелось знакомиться с опытом подобных свалок за рубежом. Меня уверяли, что он достоин копирования.

Зариня и тут нашлась:

- Как организуются подобные парадные показы, давно известно.

«Пчела»: с вердиктом — повременить!

Депутат от фракции ЗаПЧЕЛ Виктор Дергунов подвел черту:

- Нешуточные страсти вокруг проекта кипят потому, что в нем до сих пор много неясного. Инициаторы подошли к его разработке без профессионализма. Создается впечатление, что они не до конца откровенны. Пока не будет авторитетных заключений, которые снимут все «но», не будет представлена исчерпывающая информация, нельзя принимать окончательное решение.

В том же ключе высказались депутат от фракции «Центр согласия» Игорь Пименов и депутат от Гражданского союза Майя Стефане.

Ивансу ничего не оставалось, как предложить и другим членам комитета присоединиться к решению — обождать с окончательным вердиктом.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !