Foto: LETA
Куда бежать от кабана, как обмануть медведя, кого выжил из Латвии заяц-русак, где енотовидные собаки порылись и что делать человеку в условиях, когда лес наступает на город? Портал Delfi при помощи биолога Яниса Озолиньша пытается разобраться, как меняется латвийская фауна и что это значит для обычных людей.

В Европе процесс исхода зверей из лесов начался более 30 лет назад, а птиц — и того раньше. Сегодня по Берлину бегают около пяти тысяч кабанов, один из которых, по имени Сюзанна, считается местной достопримечательностью. Лондон устраивает конкурсы на лучшее блюдо из серых белок, которые понаехали из Канады и выжили из центральных парков коренных рыжих. В парижском метро промышляют лисы…

В Риге незваные гости в больших количествах появились относительно недавно. Причин нашествия кабанов на столицу было названо немало: слишком хорошая экология, шум натовских танков, вырубка лесов… Нил Ушаков неустанно призывает специалистов научить бороться с дикими свиньями.

Доктор биологических наук, специалист по охотничьему хозяйству и фауне Государственного института лесных наук Silava Янис Озолиньш склонен винить в кабаньей напасти охотников. Впрочем, по мнению биолога, это не первые и не последние гости, которых рижанам предстоит принять и научиться сожительству.

Лесная живность на улицы Риги стала выбираться еще в советское время. Среди первых переселенцев — лесные утки, которые уже несколько десятков лет обитают в городских каналах. Следом показался развед-отряд млекопитающих: зайцы, кролики, бобры…

"Если следить за тем, как процессы развиваются в Европе, нам стоит ждать все больше хищников, — уверен Янис Озолиньш (на фото). — Легче всех к городским условиям адаптируются лисы и куницы, которых в Латвии два вида — лесная и каменная. Последняя — не коренной житель наших краев, но именно она лучше приспособлена к урбанистическим реалиям и меньше боится человека. Особую страсть она испытывает к автомобилям — любит тепло и запах мотора, может перегрызть кабели и шланги".

В пригородах Риги уже сегодня вполне реально увидеть ласку и горностая, которые кормятся мелкими грызунами и птицами. Биолог не исключает появления енотовидных собак, завезенных в Балтику с Дальнего востока.

К счастью, до нас пока не добрались канадские серые белки, которые в Британии и на материковой Европе подписали смертный приговор коренным рыжим. Зато рыжим латвийским белкам сегодня угрожают вороны и чайки, которые развелись в небывалых количествах. "Так много ворон в городе никогда не было, — уверен Янис Озолиньш. — Ведут они себя невероятно активно, даже агрессивно. Полагаю, это следствие вороньей эволюции. Помню, в советское время, когда мы часто ездили в Москву, ворон отлавливали даже на Красной площади. Рижанам это было в диковинку. Но эти умные птицы чудесно перенимают друг у друга опыт: сегодня в больших городах вороны обитают повсеместно. Причем, в Центральной Европе более распространены черные, в наших краях — серые".

Foto: DELFI Aculiecinieks

Кабаны в Риге начали хозяйничать сравнительно недавно, но у соседей из Западной Европы по этой части большой опыт.

"Лет 10 назад я был на научной конференции в Берлине, где обсуждался вопрос урбанизации кабанов, — вспоминает Янис Озолиньш. — Там показали курьезное видео, на котором художники граффити "оформляли" кабаниху: один кормил ее гамбургером, другой водил по бокам балончиком с краской. Свинья не возражала. В итоге на ней было написано имя — Сюзанна".

Версий, почему кабаны вдруг начали гулять по Риге, немало. Есть мнение, что это случилось из-за массовой вырубки леса: мол, зверей лишили дома, вот они и бегут в города. "Это совершенная ерунда! — уверен Янис Озолиньш. — Крупным травоядным вырубленный лес подходит больше старого, где еды гораздо меньше. Тут — зеленые побеги в большом количестве".

Еще одна народная версия: кабаны сбежали в город от танков НАТО. "И это чепуха! — не верит биолог. — В лесах, где эти животные водятся, все время идет вырубка и ездят большегрузы, которые шумят гораздо громче, чем танки. Кабаны — умные животные, они знают, откуда ждать опасности, и умеют приспособиться. К тому же, в районе полигона Лиласте-Адажи они никогда особо не бродили — там песчаники, скудное питание и никто не прикармливает".

По мнению Яниса Озолиньша, главная причина новой рижской напасти — охотники. "Чтобы было проще охотится, они активно прикармливают будущую дичь, скупая тонны дешевых испорченных продуктов в супермаркетах. В итоге кабаны, которые раньше предпочитали южную часть страны, разошлись повсюду. К тому же, зима была теплой, что способствовало размножению".

Озолиньш полагает, что сегодня в лесничествах Латвии на 20 000 охотников приходится около 40 000 кабанов. Это слишком много для личного потребления, а переработчики мяса предпочитают с дикими кабанами не связываться — в их мясе даже после тепловой обработке может сохраняться и возбудитель свиной чумы, и трихинеллез. В итоге, кабанам стало попросту тесно в лесу, и они переместились в город. А почему нет? Там безопаснее (никто не охотится), а в сырую погоду в парках много любимого лакомства — червяков.

Foto: LETA

Главной опасностью Янис Озолиньш считает распространение африканской свиной чумы. "Эта болезнь не опасна для людей, но смертельна для домашних свиней, а значит угрожает всей нашей мясоперерабатывающей промышленности. Стоит заболеть одной домашней свинье, и надо будет уничтожать все хозяйство, а перерабатывающий завод ставить на карантин".

Главный распространитель заразы — люди, которые в Ригу приезжают со всего мира и могут привезти возбудитель чумы, например, с салом или колбасой из Белоруссии, где эпидемия была. Если недоеденный продукт попадет на помойку, а там его найдет кабан — процесс уже не остановишь. Еще один источник заразы — бродячие собаки, которые могут распространять заразу со свиными костями.

Насколько кабаны опасны для людей? "От них можно ждать гораздо меньше неприятностей, чем от хулиганов, мотоциклистов или водителей BMW. Если вести себя осторожно, неприятностей можно легко избежать". В случае нежданной встречи, биолог рекомендует не пытаться устанавливать контакт и не предлагать корм, а если кабан побежит на вас, постараться отбежать в сторону (резкая смена направления дезориентирует животное), а лучше спрятаться за каким-нибудь деревом или углом: "Кабаны не преследуют долго свою жертву. Им главное отпугнуть, а не напасть или отомстить".

Кабан может покусать собаку, особенно, защищая поросят. Если хозяин попытается защитить своего пса, то может пострадать и сам. Очень важно объяснить тактику "общения" с кабанами детям. "Они могут быть очарованы поросеночком, захотеть его покормить или погладить, а тут из-за кустов выходит… свиномама. Даже в Рижском зоопарке были случаи, когда ребенок просовывал руку через решетку и оставался без конечности".

По мнению Яниса Озолиньша, Риге уже вряд ли удастся полностью избавиться от вошедших во вкус городской жизни животных, но надо приложить усилия, чтобы сократить популяцию.

"Немцы говорят: сколько кабанов прикормил, столько пристрели на охоте. Но охота с ружьем или луком в данном случае уже неэффективна, — считает биолог. — Не так много кабанов можно пристрелить за один раз — это умное животное, которое, почуяв опасность, приложит все усилия, чтобы оказаться подальше от нее. А если кабана ранить, он может стать очень агрессивными. Печальные истории на охоте случаются каждый год".

Решение проблемы кроется там же, где ее причины. "Надо прекращать прикармливать кабанов зимой, тогда популяция сократится естественным путем, через меньшую рождаемость и большую смертность, — считает биолог. — Сытая свинья рожает больше поросят, которые лучше выживают и сами начинают размножаться, зачастую уже в первый год жизни. Каждый из своих 10-12 лет жизни свиноматка приносит до пяти поросят… Еще один вариант — поменьше убивать волков, которые помогут контролировать популяцию кабанов".

Самым же эффективным и быстрым способом основательно сократить число непрошенных гостей Янис Озолиньш считает кормушку-приманку. "Туда можно завлечь кабанов, дать им несколько раз спокойно наестся и уйти, а когда привыкнут и приведут своих сородичей, дверцу захлопнуть. А дальше — уничтожить или куда-то перевезти. Правда, куда их можно увозить, непонятно — везде этого добра хватает".

Foto: AFP/Scanpix

Последнее время в латвийских лесах все чаще фиксируют появление ранее невиданных зверей. Кто-то считает их экзотическими, Янис Озолиньш не совсем согласен с таким определением.

"Все свидетельствует о том, что шакалы, коренные жители Азии и Северной Африки, попали сюда естественным путем. Процесс их перемещения на север идет уже лет сто, — рассказал биолог. — Сегодня их много на Украине, в Молдове, на Кавказе, в странах Средиземного моря. И дело тут не в глобальном потеплении, ведь в украинских степях зимой довольно холодно, а перепады температур гораздо сильнее, чем у нас. Думаю, причина — смена пейзажа. Шакалы любят степи, полупустыни, саванны, а наша вырубка леса превращает территорию Латвии в родину шакала".

Шакалы — не первый вид животных, который из степей перебрался к нам. До него сюда пожаловали полевки (семейство хомяковых) и заяц-русак. Лет 300-400 назад на территории Латвии жили только беляки, а сейчас их почти не осталось. Из степей перебрались в серая куропатка и белый аист, хотя раньше в лесах и болотах Балтии жил только черный.

"Практика такая: когда в необжитой ранее территории появляется новый вид, он поначалу ведет себя особенно энергично и агрессивно,- рассказал Янис Озолиньш. — У представителей этого вида большая рождаемость и высокая активность, пока они не натурализуются на новом месте и не займут свою эконишу, сожительствуя с местными обитателями и конкурируя за еду".

По мнению биолога, шакалы не особо опасны латвийским "аборигенам". "Они питаются теми же животными, что и наши лисы с волками, добывая их примерно так же. Так что это честная конкуренция. Гораздо меньше ясности с тем, чего ждать от американского енота-полоскуна, который уже появился в Литве и охотится совсем по-иному — забирается на деревья. Очень отличается от местных видов и дальневосточная гостья — енотовидная собака. Она накапливает на зиму жиры и проводит голодное время года в норе. Значит, у нее больше шансов на выживание, чем у наших лис с барсуками".

Foto: DELFI

Долгое время медведи жили преимущественно на севере Балтийского региона и редко пересекали границу Латвии с Эстонией. Сегодня уже Литва все чаще сообщает о медведях, которые забредают на ее территорию из Латвии.

"У нас одна популяция медведей на три балтийские страны, а также Ленинградскую и Псковскую области — утверждает Янис Озолиньш. — Она более успешна на малообжитых территориях севера, а на юге чаще встречается в гористой местности".

На территории Латвии может находиться одновременно до 10-15 медведей. Больше шансов встретить их в восточной части страны, в районе Баусского шоссе. Меньше — на западе. В этом году автоматические камеры зафиксировали появление мишки в кабаньей кормушке в Виесите. Дикие свиньи сразу удрали, ведь ранней весной медведь, чтобы восстановить силы, вполне может задрать и съесть какое-нибудь нерасторопное животное. В остальное время года косолапые предпочитают вегетарианскую еду или муравьев. Если ничего подходящего нет, охотно съедят и труп животного.

"Теоретически, медведи могут появляться и в городах, — не отрицает Янис Озолиньш. — В Хельсинки минимум раз в год объявляют чрезвычайную ситуацию по поводу гуляющего по одному из районов медведя. "Обычно полиция или спецслужбы успешно прогоняют животное, — рассказал Янис Озолиньш. — Жертв в городах вроде бы не было, а вот в лесах редко, но случаются — то лыжник, то велосипедист. Чаще всего жертвы случаются во время охоты, когда медведь ранен".

В Риге косолапых пока не встречали, но несколько лет назад одного сфотографировали в адажских полях. "Нашествия медведей на город я бы прогнозировать не стал, но единичные случаи — вполне возможны. И тут нам стоит поучиться у скандинавов, где в учреждениях безопасности разработаны специальные протоколы, что делать. Должна быть специальная команда, которая знакома с психологией животного и владеет соответствующим оружием. Может по необходимости быстро собраться и отпугнуть, усыпить или убить животное".

Для обычных людей главное правило при встрече с косолапым — как можно больше шуметь. "Не стоит рассчитывать удрать по-тихому, — утверждает Янис Озолиньш. — Разговаривайте сами с собой, можно включить радио или музыку по телефону. В общем, надо показать медведю, что ты не один. И тогда животное уйдет само. Если медведь нападает, нельзя показывать, что ты слаб и поворачиваться к нему спиной".

Бывалые охотники дают еще один совет на случай нападения: упасть на землю и притвориться мертвым, мол, животное не будет дальше мучить жертву. "Советы давать хорошо, но как это воплотить в жизнь, не знаю. Впрочем, шансы встретить медведя на улице Риги пока столь же ничтожны, как вселенская катастрофа".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!