Foto: DELFI

Министерство образования и науки после широко известного Карлиса Шадурскиса, скорее всего, возглавит представитель Новой консервативной партии Илга Шуплинска. О ее деятельности и взглядах известно немногое, поэтому Янис Домбурс пригласил политика в студию Delfi TV.

Шуплинска считает своим приоритетом качество, доступность и конкурентоспособность образования на всех уровнях, а также пересмотр системы образования для взрослых. Не останется в стороне и вопрос латгальского языка, популяризацией и защитой которого она занимается довольно давно. Шуплинска была одним из четырех депутатов, которые на первом заседании 13-го Сейма давали клятву на латгальском языке.

Отвечая на вопрос Домбурса, политик заявила, что на посту министра будет защищать интересы всей страны, а не только своего региона. Она выразила сожаление, что среди всех ее действий выделяют именно эту сферу, и заявила, что защита латгальского языка — это не только ее личное желание.

При этом общей позиции по вопросу латгальского языка в коалиции нет: например, "Новое Единство" отказалось вносить в правительственную декларацию пункт "ввести уроки письменного латгальского языка в региональных школах Латгалии". Шуплинска заявила, что в этом вопросе готова на компромисс.

Шуплинска продолжит реализацию реформы содержания образования. Тем не менее, в реформе есть моменты, которые нужно пересмотреть. В частности, по мнению политика, нет достаточной поддержки учителям, которым придется на практике проводить эту реформу, поэтому нужен специальный механизм поддержки. Кроме того, престиж профессии нужно поднимать — разными способами, в том числе и с помощью финансирования.

Карлис Шадурскис по своей специальности представлял точные науки, тогда как Шуплинска — из гуманитариев. Она утверждает, что в свое время взвешивала возможность изучать математику, но то, что там предлагается одно решение для проблемы, ей не понравилось. Впрочем, это не означает, что точным наукам будет уделено меньше внимания. Потенциальный министр планирует укреплять точные науки, обеспечивая технологическую базу для учителей.

Шуплинска уверена, что зарплаты учителей неадекватно низкие. Для того, чтобы это исправить, она планирует соблюдать график повышения зарплат и параллельно думать над тем, где найти дополнительное финансирование. Где именно — пока неизвестно, поскольку Шуплинска "не финансист". Она надеется, что в команде будут люди, которые помогут найти решение.

У Шуплински нет точной цифры, какой должна быть зарплата учителя, чтобы педагоги были мотивированы работать, а молодежь выбирала эту профессию.

Шуплинска против механического закрытия школ. Нужно в первую очередь обращать внимание на качественные, а не на количественные критерии. Ситуацию каждой школы нужно рассматривать индивидуально.

Можно ли отправлять детей в школу с шести лет? Ответ Шуплинской на этот вопрос — категорическое "нет". Однако в дошкольном образовании в целом много проблем, в том числе и с оплатой труда воспитателей. Предполагается, что будет создан механизм, который позволит выровнять зарплаты педагогов в детсадах с зарплатами учителей. Кроме того, нужна методологическая помощь.

'Шуплинска выступает за повышение престижа профессионального образования. По ее словам, нужно увеличить количество учеников в таких школах, а также сократить число тех, кого исключают за прогулы или неуспеваемость. Нужно продолжать сотрудничество с работодателями и расширять возможности практики.

Потенциальный министр образования намерена работать над тем, чтобы сократить дублирование программ высшего образования. Сколько именно программ надо урезать или скорректировать, политик пока не смогла сказать.

Также, по словам Шуплинской, надо пересмотреть число бюджетных мест, учитывая запросы рынка труда. Тем, кому государство оплачивает обучение, придется взять на себя обязательства, так как часть выпускников не работает по выбранным специальностям. Как это сделать, пока неясно.

В латвийской науке по-прежнему царит "долина смерти", так как базовое финансирование не обеспечивает достаточное развитие фундаментальной науки. Шуплинска планирует увеличивать финансирование науки на 0,15% в год до 1,5% от ВВП в течение 7 лет.

Шуплинска любит спорт, сама играет в волейбол и является фанаткой народного спорта. Конкретных шагов, что стоит изменить в политике, пока нет, так как не хватает знаний отрасли, чтобы увеличить финансирование профессионального спорта, продвижения здорового образа жизни и развивать народный спорт.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!