Foto: DELFI
"Из разговора с одним вашим министром-гуманитарием я понял, что тот не знает фамилии самого крупного латышского художника. Великого. Меня это задело". С такими словами российский миллиардер, глава Российско-Латвийского делового совета, внук красного стрелка Петр Авен открыл в "Рижской бирже" выставку Александра Древиньша и Надежды Удальцовой. Банкир признался порталу Delfi, что, в отличие от культурных, деловые отношения Латвия-Россия сегодня заморожены политикой.

Значительная часть представленных на выставке работ (27 из 59) — из частного собрания Петра Авена, которое тот собирал 12 лет. В присутствии президента Латвии Раймонда Вейониса, банкир обещал, что "эти картины навсегда останутся в Латвии. И будут способствовать взаимопониманию наших стран".



Петр Авен. Председатель Совета директоров Банковской группы "Альфа-Банк". 20-е место в списке миллиардеров-2015 русского журнала Forbes. Личное состояние бизнесмена оценено в 5,1 млрд. долларов.



Во вступительной речи на открытии выставки банкир-меценат объяснил, что главной причиной его инициативы стало исправление исторической несправедливости. Общаясь с латвийскими бизнесменами, чиновниками и интеллигенцией, он с удивлением обнаружил, что большинству из них фамилия Древиньша неизвестна.

"Меня это задело. Стало глубоко обидно. На мой взгляд, Александр Древиньш — самый крупный латышский художник. Крупнее нет, — заявил Петр Авен. — Это одно из первых имен российского искусства 30-х годов. Того же ряда, что и Самохвалов, Пименов, Лебедев, Лабас… Представленная на выставке его главная работа "Зимний автопортрет" — глубоко протестантская по сути. Она напоминает Рембрандта. Похоже, художник уже видел трагическую судьбу Советского союза. В Москве был Музей-квартира Древина-Удальцовой. Теперь, как каждый нормальный человек, я получаю особое удовольствие от восстановления справедливости".

Foto: Kristina Hudenko

Петр Авен рассказал, что судьба и при жизни была несправедлива к художнику. В 1915 году талантливый представитель поколения латышских модернистов бежал от военных передряг в Москву. Там он и встретился с "амазонкой русского авангарда" Надеждой Удальцовой. Всю жизнь пару гнобили за пристрастие к модернизму и авангардизму, а в 1938 году, как и многих представителей московской латышской интеллигенции, Древиньша арестовали по сфабрикованному против латышских стрелков делу и расстреляли. "По похожему делу был арестован и расстрелян мой дед. Так что это и моя личная история, и дань трагической истории России и Латвии 20-го века", — пояснил Авен.

В разговоре с порталом Delfi банкир сообщил, что не сомневается в том, что художник, после революции возглавлявший художественную студию латышских стрелков в Москве, был лично знаком с его дедом Янисом Авеном: "Мой дедушка не рисовал. Зато одно время он возглавлял литературный отдел управления культуры Коминтерна. И даже написал роман, но рукопись пропала, когда его арестовали и расстреляли. Уверен, что они были знакомы с Древиньшем — это одна верхушка латышской интеллигенции в Москве. Документального подтверждения этому знакомству я не нашел, но никаких сомнений у меня нет. По рассказам бабушки, весь наш дом все время был полон латышами. Их образованной частью".

Foto: Kristina Hudenko

На вопрос Delfi, можно ли ожидать подобных великих событий в русле сближения России и Латвии от возглавляемого Петром Авеном Латвийско-Российского делового совета, бизнесмен ответил не особо оптимистично: "К сожалению, сейчас все это зависит от политики. Поэтому, во многом, наша деятельность заморожена. Хотя, недавно была встреча в Кирове — ваши бизнесмены туда ездили, и мы этому помогали. Мы все время пытаемся поддерживать какую-то активность, но сейчас это трудно".

Foto: Kristina Hudenko

В то время, как Петр Авен водил по выставке Раймонда Вейониса, супруга банкира не жалела комплиментов другому ценителю прекрасного — пришедшему на мероприятие историку моды Александру Васильеву. Елена Авен рассказала ему, что последние восемь лет живет "не вполне в России" и редко смотрит русское телевидение, но для программы "Модный приговор", которую ведет Васильев, делает исключение. "Так, как вы, ни один мужчина не умеет делать комплиментов. Точно, филигранно, с юмором, безумным оптимизмом и никого никогда не обижаете", — призналась супруга банкира.

В завершении беседы, Елена Авен пригласила Александра Васильева к себе в гости в Лондон: "У меня, может, не так много одежды, зато очень много интересных картин".

Выставка "Александр Древиньш и Надежда Удальцова. В вихре времён", организованная Латвийским Национальным художественным музеем по инициативе благотворительного фонда Петра Авена "Поколение" при поддержке Государственной Третьяковской галереи в Москве, в собственности которой также находятся произведения художников, продлится до 30 августа.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!