Foto: LETA
Согласно последним данным ЦИК, на данный момент в общей сложности собрано более 143 000 подписей. Чтобы второй этап считался состоявшимся, необходимо собрать еще около 11 000 подписей.

По информации Первого Балтийского канала, в последние дни приходит подписаться наибольшее количество людей. Создаются очереди, и некоторые не успевают проголосовать до завершения работы участков. На одном из пунктов сбора подписей в Риге возник конфликт, в результате которого на регистратора была подана жалоба в полицию и может быть заведено уголовное дело.

Пункт сбора подписей в доме культуры "Иманта" — один из самых посещаемых участков в стране. Именно здесь, по словам подписантов, несколько раз возникали конфликты по поводу права граждан Латвии оставить свой голос на референдуме. Дело в том, что регистратор закрывала здесь двери ровно во столько, во сколько закрывался участок. Тогда как по закону положено в это время закрыть двери, и дать возможность поставить свою подпись всем тем, кто успел прийти до этого времени.

"В субботу нам удалось с помощью полиции зафиксировать тот факт, что работница ЦИКа закрыла участок и не приняла 80-100 человек. И мы по этому поводу подали заявление с просьбой возбудить уголовный процесс", — поясняет активистка движения "За родной язык" Анастасия Высоцкая.
Дело оказалось неожиданно серьезным. Ведь казалось бы: велико преступление закрыть контору пораньше? Однако избирательный участок — не магазин.

"За препятствие волеизьявлению народа, в том числе за обман, за насильственные действия предусмотрена уголовная ответственность", — заявил председатель центральной выборной комиссии Латвийской Республики Арнис Цимдарс.

Согласно закону, это до трех лет тюремного срока или штраф в размере 60 минимальных зарплат. И это ответственность для человека, который за 30 дней работы получит 66 латов! С другой стороны, все регистраторы об ответственности предупреждены, и согласившись на эту работу, согласились и с правилами игры.

"Если мы говорим о конкретном случае, где регистратор на участке (которых у нас 600, и работают они 30 дней) опоздал на 2 минуты, я не думаю, что здесь может быть какая-то уголовная ответственность. Скорее наоборот, здесь много эмоций, но это не криминальная ответственность", — говорит Цимдарс.

Происшествие в Иманте не единственное нарушение, с которым столкнулись желающие проголосовать за родной русский язык. В частности, как рассказала член ЦИК Елизавета Кривцова, в Золитуде регистратор опоздала на полчаса, и избирательный участок в положенный срок не открылся. Однако там люди дождались регистратора и подписались, а опоздавшая написала объяснительную. В данном случае стоит говорить о дисциплинарном взыскании.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!