Foto: F64
В августе в Латвии закончатся государственные квоты на пересадку донорских органов — в первую очередь почек. В стране не хватает донорского материала, а коммерческое развитие трансплантаций не разрешено государством. Очередникам стоит запастись терпением.

В странах Балтийского региона трансплантация органов осуществляется только на некоммерческой основе, т.е. за счет государства. Купить или продать почку или другой орган, как заверяют врачи, невозможно. Хотя предложения, как отмечали вчера участники конференции "Возможности трансплантации в Латвии" в Риге, звучали после начала кризиса не раз. Цена почки — от трех тысяч евро.

"Ко мне часто обращаются люди, предлагающие органы на продажу. Как-то зашли двое молодых ребят: один прошел ко мне в кабинет и предложил купить почку своего приятеля за три тысячи евро, а тот в это время ждал в коридоре. Купите, говорит, это совсем недорого. Понимаете, он мне деньги должен: что мне его теперь, грохнуть?" — вспоминает заведующий отделом трансплантации почки больницы им. П.Страдыня Янис Бицанс.

За все время существования Латвийского центра трансплантаций было проведено 1457 операций по пересадке почек: это почти 60% от всего объема пересадок донорских органов, сделанных в Латвии. Сейчас помощь больным резко сократилась из-за уменьшения государственных квот (всего 33 пересадки в этом году). Сделано уже 23 такие операции, пациенты есть для 70, а квоты закончатся уже летом. Причем врачи убеждают государство в том, что пересадка органов выгоднее гемодиализа.

"Одна трансплантация почки обходится госбюджету в 22 тыс. латов (учитывая стоимость органа, медикаментов и последующего 3-летнего лечения), а очистка крови методом гемодиализа — 33 тыс. латов. При этом больной при гемодиализе умирает в 56,9% случаев через три года, если почки он так и не дождался. А с новой почкой больше половины пациентов полноценно живут более 10 лет. Гемодиализ невыгоден ни клинически, ни экономически", — говорит представитель ассоциации трансплантологов Latransplant Анита Николаенко.

По словам президента Ассоциации почечных больных Латвии Марты Козыревой, на коммерческую основу операции по пересадке почек в Латвии не поставишь: единицы богатых пациентов, которым это нужно, уезжают в частные клиники Москвы или США. "Очередники заплатить 22 тыс. латов за операцию не могут: у нас почти все они с 1-й группой инвалидности и пенсией 140 латов в месяц. Можно пытаться искать органы за границей, а нашим очередникам придется ждать", — говорит г-жа Козырева, призывающая жителей Латвии еще при жизни завещать свое тело на медицинские цели.

В 2007 году латвиец в среднем стоял в очереди на операцию три месяца, сейчас же стоит девять месяцев. "В Латвии не пересаживают печень. Сердец пересажено всего семь за последние 37 лет. Роговицу глаза уже давно ждет в Риге больной катарактой, но материала подходящего качества нет", — говорит г-н Бицанс.

Средний возраст латвийского донора — 60 лет. Старшему было 75. "Нехорошо молодым реципиентам пересаживать органы пожилых, однако качественного материала нет. Много маргинальных доноров с разрушенными почками, сердцем и печенью. Число ДТП, в которых оперативно констатируется гибель головного мозга и можно извлечь полостные органы, с 2007 года упало вдвое: мы лишились притока материала", — говорит г-жа Козырева.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!