Foto: LETA

Кампания референдума по русскому языку в Латвии могла обойтись примерно в полмиллиона латов. Так в среду сказал журналистам председатель парламентской комиссии по национальной безопасности Валдис Затлерс после того, как на ее заседании по вопросу о кампании референдума был заслушан начальник Полиции безопасности (ПБ) Янис Рейникс.

Из сказанного Затлерсом непонятно, назвал ли эту сумму членам комиссии Рейникс, который еще в понедельник не стал комментировать журналистам конкретные подсчеты, проведенные ПБ, указав лишь, что ПБ ждет, что "Родной язык" до 31 марта представит Службе госдоходов годовой отчет.

После заседания комиссии Рейникс не захотел разговаривать с журналистами.

"Однозначно, первый вывод — та сумма денег, которую общественные организации указывают как затраты на проведение референдума, не соответствует той сумме, которую мы сосчитали в реальности, когда проходит кампания. Так что из этого следует второй вывод — на кампанию были использованы средства, происхождение которых нам сейчас неизвестно", — указал Затлерс.

На вопрос, на сколько финансирование кампании референдума превышает официально указанную сумму, он ответил: "Чтобы собрать 150 000 подписей, требуется, по меньшей мере, 300 000 латов на расходы на нотариуса. Если мы подумаем о том, сколько в СМИ, на телевидении стоит одна минута, одна секунда, то кто-то за это заплатил. Даже если СМИ указывают, что это их личный вклад, то надо думать, из чего СМИ могли сделать этот вклад".

В ответ на просьбу объяснить, являются ли эти 300 000 латов суммой, которую назвал начальник ПБ, или это его собственные подсчеты, председатель комиссии ответил: "Я совершенно ничего не выдумал. Я только говорю — чтобы собрать 150 000 подписей, вам требуется, по меньшей мере, 300 000 латов, и, если добавляется какая-то реклама, думается, что будет еще по меньшей мере, допустим, 200 000. Это допущения, это то, что вы сами можете подсчитать".

Версии о происхождении денег он не захотел комментировать. "Надо проверить пожертвования частных лиц — соответствуют ли те пожертвования, которые частные лица дали на кампанию, их доходам. Оценить, конечно же, надо и финансы самих организаций", — сказал Затлерс.

Как сообщалось, начальник ПБ 19 февраля в передаче Латвийского ТВ De facto сказал, что ПБ не исключает, что деньги на инициирование референдума могли поступать и через российское посольство в Риге.

Посол России в Латвии Александр Вешняков в интервью Латвийскому ТВ отрицал, что Россия финансово поддержала инициатора референдума Владимира Линдермана.

Согласно закону, общество "Родной язык", подготовившее проект вынесенных на референдум поправок к Конституции Латвии о признании русского языка вторым государственным и соучредителем которого является Линдерман, должно не позднее 31 марта подать в Службу госдоходов отчет за 2011 год.

Линдерман ранее сказал BNS, что общество готовит годовой отчет, в котором будут отражены пожертвования латвийских жителей и членские взносы. Он отметил, что пожертвования обществу передавали как латвийские предприниматели, так и простые люди. Суммы разные — от пяти до двух сотен латов.

В свою очередь противники признания русского языка вторым государственным предлагали оплатить агитационную кампанию за то, чтобы государственным остался только латышский язык, из средств госбюджета.

В проводившемся Центризбиркомом сборе подписей за проведение референдума о внесении в Конституцию Латвии поправок, присваивающих русскому языку статус второго государственного, приняли участие 187 378 избирателей. Сбор подписей оплачивало государство.

В состоявшемся 18 февраля референдуме о признании русского языка в Латвии вторым государственным участвовал 1 098 921 избиратель, "за" проголосовали 273 347, или 24,9% избирателей, убедительное большинство — 821 722, или 74,8% избирателей — проголосовали "против".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!