Foto: LETA

Экс-президент Валдис Затлерс свою миссию в латвийской политике и истории связывает с преодолением финансового кризиса. В своих мемуарах, которые были представлены на днях, он упомянул о трех моментах, когда страна находилась на грани банкротства.

"Каждая эпоха в мировой политике требует своих людей", — пишет Затлерс в главе о кризисных годах. Его президентство выпало на трудные времена. Он выполнил свою миссию. 

Впервые Латвия очутилась на пороге банкротства в декабре 2008 года. Страна искала помощи в Международном валютном фонде (МВФ), но получить ее было практически невероятно, так как такие переговоры занимают обычно не менее полугода. Спасла Латвию Швеция, которая одолжила деньги на 10 дней. 

Затлерс признает, что заинтересованность Швеции очевидна. Банкротство Латвии серьезно ударило бы на шведским банкам. Деньги от Международного валютного фонда были получены за сутки до момента возвращения ссуды Швеции.

Затлерс высоко оценивает свою роль в этом процессе. Он единолично решил поехать в Брюссель, чтобы встретиться с комиссаром на экономическим и финансовым вопросам Европейского союза Хоакином Альмуниям. Требовалась его поддержка Латвии. 

Переговоры экс-президент охарактеризовал как "суровый и правдивый анализ ситуации". В частности, было сказано, что для выхода из кризиса необходим политический консенсус. В итоге, как рассказал Затлерс, по возвращении в Латвию он добился того, что все партии, кроме "Общество за другую политику" и "Новое время", подписал и так называемый "Адвентский договор". В нем политические силы соглашались на сотрудничество ради спасения экономики страны. Именно этот шаг позволил принять бюджет 2009 года, который включал в себя множество непопулярных решений.

После ухода Ивара Годманиса с поста премьера Затлерс предложил возглавить Кабмин Валдису Домбровскису. В итоге кандидата за три дня пришлось ознакомить с реальным финансовым состоянием в стране. "У меня не было другого выбора. Обманывать человека, который готов рискнуть и работать в столь трудный для Латвии момент, было просто недопустимо", — рассказал бывший глава государства.

Спустя три дня Домбровскис пришел к Затлерсу и сказал: "Спасти Латвию невозможно. Ничего не выйдет, это уже не вытащить…", однако все же приступил к работе. За это экс-президент в своих мемуарах высказал ему огромное уважение. 

В целом 2009 год Затлерс вспоминает как некое безумие: "Кризис затронул каждого человека в стране, однако у меня было ощущение, что попал в ад".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!