В советские годы в Лиепае не хранилось химическое оружие, поэтому вряд ли российская армия могла его захоронить у берегов Готланда или где-то еще, заявил в интервью LTV бывший командир Национальных вооруженных сил Гайдис Андрей Зейботс.

По словам Зейботса, в Лиепае на хранении находились вещества, которые можно было использовать для очистки после ядерной атаки или аварии на атомной электростанции.

Военный также выразил сомнения в достоверности информации о том, что российская армия захоронила химическое оружие из Лиепаи недалеко от Готланда. "Если это произошло, почему шведы десять лет молчали?", — добавил он.

Эксперт по вопросам среды Эвия Шмите отметила телеканалу, что у исследователей нет данных о химическом загрязнении Балтийского моря.

Ранее Шведское телевидение сообщило, что российская армия подозревается в затоплении в начале 1990-х годов в Балтийском море неподалеку от шведского острова Готланд химического оружия и радиоактивных отходов, вывезенных из Лиепаи.

В телепередаче рассказывается, что в распоряжении Службы военной безопасности (MUST) имеются три секретных документа об этих событиях.

В докладах MUST за ноябрь и декабрь 1999 года и июнь 2000 года сообщается о том, что российские военные подозреваются в неоднократном выбросе в море опасных грузов в период с 1991 по 1994 год. Затопленное вблизи острова Готланд химическое оружие и радиоактивные материалы были вывезены с лиепайской военно-морской базы Кароста.

Шведское министерство обороны передало эту информацию правительству, после чего состоялось совещание с представителями служб безопасности и разведки, таможни, а также агентства по надзору за нераспространением оружия, однако никакой реакции не последовало.

Ни в Министерстве обороны, ни Министерстве иностранных дел, ни в Кабинете министров не обнаружено документов о затоплениях опасных грузов.

По словам авторов передачи, источник сообщил им, что МИД Швеции получил неофициальную информацию об этих событиях от одного из лучших шпионов Швеции — Бертила Лундина. Тогдашний политический советник министра иностранных дел Анны Линд Свен Улоф Петтерссон на вопрос телеведущего, что узнала Линд, ответил: "Что русские сбрасывали в Балтийском море боеприпасы и химическое оружие".

Петтерсон сказал, что Линд огорчилась и хотела расследовать это дело, но в минобороны заявили, что поиск отходов без точных координат их сброса обойдется слишком дорого.

Пресс-атташе Посольства России в Стокгольме Анатолий Каргаполов не пожелал комментировать эту информацию до тех пор, пока сведения не будут тщательно изучены в Москве.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!