Foto: Reuters/Scanpix

"Точные отношения между человекообразными обезьянами и людьми остаются под вопросом, однако некоторые эксперты полагают, что челюсть, найденная в Афинах 73 года назад, указывает на возникновение нового вида", — сообщают Оливер Муди и Том Уиппл в издании The Times.

"Кривая челюстная кость может изменить первую главу истории человечества благодаря путешествию с участием нацистского геолога, первой королевы-консорта Греции и комка смолы из Музея естественной истории", — пишут авторы статьи.

"В 1944 году, когда немцы готовились выйти из Афин, один из них нашел небольшую окаменелость в бункере, выкопанном рядом с Башней королевы — донжоном в стиле псевдоготика, построенным королем Оттоном для своей гламурной жены, — говорится в статье. — Через семь с лишним десятков лет нижняя челюсть всплыла как свидетельство того, что колыбелью человечества может быть не Африка, а Европа. Команда палеонтологов утверждает, что челюсть может быть старейшим образцом [кости] нашего предка, определенно являвшегося человеком, хотя не всех убеждают их доводы".

"Челюсть предполагаемого вида Graecopithecus freybergi, названного в честь Бруно фон Фрейберга, немецкого аристократа, который подобрал эту окаменелость в бункере, может перенести великий прорыв в эволюции на Балканы", — указывают авторы.

Окаменелость, известная теперь под прозвищем "Эль-Греко", долгие годы лежала в архиве с ярлыком nomen dubium, "что по-латыни означает "мы точно не знаем, что это", говорится в статье. Впервые ее как следует осмотрел Г.Х.Р. фон Кенигсвальд в 1972 году, принявший ее за кость протообезьяны, известной как понгид. После этого она оказалась в Музее естественной истории в Лондоне.

Автор аналитической статьи, недавно опубликованной в онлайновом журнале Plos One, относит кость к периоду 7,2 млн лет до н.э. и утверждает, что особенности корней ее премоляров поразительно напоминают более поздних гомининов. Второй зуб "Эль-Греко", найденный в Болгарии, подтверждает эти сходства.

Однако Питер Эндрюс, бывший глава отдела происхождения человека в лондонском Музее естественной истории, сказал, что такие же изменения премоляров отмечались у двух вымерших видов обезьян. Значит, твердого свидетельства того, что "Эль-Греко" был человеком, нет.

"Это изменение функции премоляров наблюдалось у двух других видов ископаемых обезьян, не только ранних гоминоидов [подсемейство, включающее в себя гомининов, шимпанзе и горилл], так что его эволюционная значимость с точки зрения эволюции человека сомнительна", — сказал Питер Эндрюс.