Foto: AP/Scanpix
Специалисты NASA опубликовали результаты новых исследований атмосферы Марса, проведенных на основании данных, полученных с зонда Maven. По мнению ученых, в исчезновении плотной атмосферы Марса виноваты потоки выброшенных Солнцем частиц, известные как солнечный ветер.

Ученые NASA представили результаты четырех новых исследований атмосферы Марса, проведенных на основе данных зонда MAVEN, сообщается в журнале Science.

Солнечный ветер несет с собой электрически заряженные частицы, которые обладают собственным магнитным полем. В отсутствие собственного магнитного поля у Марса эти частицы взаимодействуют с ионами атмосферных газов, ускоряют скорость их движения и приводят к их удалению из атмосферы.

Скорость солнечного ветра составляет около 1,5 млн километров в час, в связи с чем он ежесекундно сдувает из атмосферы Марса около ста граммов различных газов.

Солнечный ветер несет с собой электрически заряженные частицы, которые обладают собственным магнитным полем и удаляют ионы из атмосферы Марса. По подсчетам ученых, в далеком прошлом, на заре истории планеты, скорость атмосферной эрозии была еще выше, чем в наши дни, передает Русская служба Би-Би-Си.

Выводы были сделаны учеными во время наблюдения за солнечной бурей в марте 2015 года, когда выброс корональной массы закрутился вокруг планеты, разрядил газы в верхних слоях атмосферы, в результате чего те "испарились" в космос.

Ученые NASA также опубликовали видеозапись, на которой выстроена предполагаемая модель взаимодействия солнечных бурь и атмосферы Марса. Ученые отметили, что скорость "испарения" ионов увеличивается во время солнечных вспышек.

Как заявил Брюс Джаковски, руководитель научной программы зонда Maven, "наши выводы основаны на первых 6-7 месяцах измерений зонда. Мы до сих пор заняты анализом этих данных и уже получили одобрения продления срока исследований, что позволит нам завершить полный год наблюдений и зафиксировать воздействие всех времен марсианского года на атмосферу".

Все предшествующие наблюдения со спутников и посадочных аппаратов на Красной планете указывают, что Марс миллиарды лет назад имел плотную атмосферу, наполненная газами, которой было достаточно для разогрева планеты и поддержания воды в жидком состоянии. Кроме того, ландшафт Марса указывает на то, что когда-то ее покрывали океаны. Это подтверждается наличием многих следов присутствия рек и озер на поверхности планеты.

Однако в настоящее время плотность марсианской атмосферы составляет всего 1% от земной, что означает, что жидкая вода немедленно сублимируется или испаряется.

Марс мог растерять часть своей атмосферы также из-за того, что обладает слабым магнитным полем. Планетарное магнитное поле, которое вызывается существованием железного ядра у планеты, в случае Марса исчезло через несколько сотен миллионов лет после его формирования.

Зонд Maven находится на сильно вытянутой эллиптической орбите вокруг Марса, что заставляет его периодически проникать под верхние слои атмосферы на высоту всего в 200 км от поверхности. Это позволяет ему измерять состав марсианской атмосферы и ее изменения в зависимости от солнечной активности.

Aстрофизики проанализировали распределение частиц пыли на различных высотах (от 150 до 1000 километров). Ни один природный процесс, происходящий на поверхности планеты, не способен поднять пыль на такую высоту. По мнению ученых, Maven засек пыль межпланетного происхождения.

Ученые рассказали также о недавно замеченном на Марсе на высоте 60 километров сиянии. По их мнению, оно по своей природе не отличается от полярного сияния на Земле — только на Марсе вызвано не магнитными полюсами, а остаточным магнитным полем коры планеты. Поэтому "марсианское сияние" более рассеянное и равномерно распределенное в атмосфере, передает Lenta.ru.

Кроме того зонд Maven наблюдал воздействие коронального выброса массы на марсианскую атмосферу в марте этого года. Корональные выбросы массы — это гигантские пузыри плазмы, которые периодически отделяются от солнечной короны и распространяются по всей Солнечной системе. Такая плазма движется быстрее солнечного ветра и обладает большей энергией.

Когда поток этой плазмы достиг атмосферы Марса, приборы зонда зарегистрировали повышение скорости убегания газовых молекул из атмосферы в 10-20 раз.