Foto: AFP/Scanpix
Британские ученые из Белфаста, совместно с астрономами из Института Вейцмана в Израиле и Центра изучения темной материи и темной энергии в Дании, обнаружили редчайшее космическое явление: черная дыра поглощает чересчур близко приблизившуюся к ней звезду.

Исследователи из университета Квинс в Белфасте приняли участие в европейском проекте, целью которого было объяснить причину чрезвычайно яркого излучения света в одной из отдаленных галактик.

В 2015 году американские астрономы решили, что речь идет о взрыве умирающей массивной звезды. Однако после 10 месяцев непрерывного наблюдения за феноменом ученые из Белфаста пришли к выводу, что звезду разрывает на куски вращающаяся черная дыра.

Черная дыра — это область пространства-времени, где гравитация столь велика, что ее не могут покинуть даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе и сам свет.

Самые крупные черные дыры называются сверхмассивными. По словам белфастских астрономов, масса обнаруженной ими дыры превышает массу нашего Солнца по меньшей мере в 100 миллионов раз.

Команда ученых из Исследовательского центра астрофизики изучила данные, полученные за несколько месяцев от целого ряда телескопов — как на Земле, так и в космосе.

Изначально источник чрезвычайного яркого света, названный ASASSN-15lh, был классифицирован американскими учеными как самая яркая из когда-либо обнаруженных сверхновых.

Однако белфастский профессор Стивен Смартт говорит, что, изучив этот источник света, он и его коллеги решили, что он не похож на сверхновую звезду.

"У нас в университете Квинс большая команда. Мы специализируемся на движущихся объектах — например, астероидах, которые могут угрожать Земле, или объектах, излучающих переменный свет, которые могут быть сверхновыми звездами или вот такой черной дырой", — говорит он.

По его словам, чрезвычайно яркий свет ASASSN-15lh в течение месяцев вызывал у него и его коллег множество вопросов, но, изучив данные телескопов, они наконец нашли объяснение происходящему в далекой-далекой галактике. Ученые полагают, что похожая на Солнце звезда слишком близко приблизилась к черной дыре и в результате была разрушена под действием приливных сил.

Звезда была "разорвана на лапшеобразные куски, а часть ее массы преобразовалась в излученный свет", говорится в заявлении астрономов. "В результате это явление выглядело как взрыв чрезвычайно яркой сверхновой звезды, хотя сама по себе эта звезда не могла стать сверхновой из-за недостатка массы".

Профессор Смартт напоминает, что плотность черной дыры больше, чем у любой другой известной людям материи. "Если вы возьмете всех живущих на Земле людей и сдавите их вместе настолько, что они все поместятся на одну чайную ложку, то плотность этой массы будет примерно соответствовать плотности нейтронной звезды, а плотность черной дыры будет, пожалуй, еще в 10 раз больше", — объясняет он.

Наука пока не знает, как и почему формируются черные дыры. Скорее всего, они образовались в самом начале развития Вселенной, когда только начинали формироваться галактики.

Результаты международного исследования ASASSN-15lh были опубликованы в журнале Nature Astronomy лидером группы ученых, доктором Гиоргосом Лелудасом из института Вейцмана в Израиле.

Однако он добавляет, что, "даже изучив все имеющиеся данные, мы не можем быть на 100% уверены, что произошедшее с ASASSN-15lh было именно разрушением небесного тела под действием приливообразующих сил, хотя это остается наиболее вероятным объяснением".