Foto: RIA Novosti/Scanpix
Лошади были одомашнены 6 тысяч лет назад на территории нынешней Украины, юго-западной России и западного Казахстана, установили ученые, проведя специальное генетическое исследование. Позднее домашние лошади распространились по всей Европе и Азии, по мере расширения ареала спариваясь со своими дикими сородичами, говорится в научной работе, опубликованной журналом PNAS.

Исследование, проведенное научным коллективом Кембриджского университета, может примирить две соперничающие теории. В научных кругах не прекращаются жаркие споры по поводу того, где и когда человек приручил лошадь.

Археологические находки свидетельствуют, что лошади были одомашнены в западной части евразийской степи, которая включает в себя территорию современной Украины, юго-запад России и западный Казахстан.

Животные использовались как средство передвижения, а также как источник мяса и молока: мельчайшие частицы продуктов были обнаружены на стенках древней посуды.

Другие ученые оспаривают эту теорию. Опираясь на исследования митохондриальной молекулы ДНК, они утверждают, что человек приручил лошадей во многих местах по всей Европе и Азии.

Для нового исследования были взяты образцы ядерной молекулы ДНК у трехсот лошадей, обитающих в восьми европейских и азиатских странах. Обработка полученных генетических данных проводилась при помощи компьютера.

"Установлено, что лошадь одомашнили в западной части евразийских степей и по мере распространения домашние животные в большом количестве скрещивались с дикими лошадьми", — подводит итоги доктор Вера Вармут из отделения зоологии Кембриджского университета.

Теория ученых из Кембриджа объясняет, почему исследование митохондриальной молекулы ДНК дает другой результат. Дело в том, говорят генетики, что эта молекула содержит гены, унаследованные исключительно по материнской линии.

Известно, что дикие кобылы плохо размножаются в неволе, и предки современного человека выпускали на волю домашних жеребцов, чтобы потом забрать потомство и пополнить свои табуны. Из-за этого, по мнению ученых Кембриджского университета, сложилось ошибочное представление о том, что лошади были одомашнены много раз в различных местах.

В частности, говорят исследователи, так обстоит дело с лошадью Пржевальского, которая является самым близким диким сородичем современных лошадей.