Казахский математик заявил о решении "задачи тысячелетия"
Foto: Shutterstock

Казахстанский математик Мухтарбай Отелбаев нашел частичное решение одной из так называемых проблем тысячелетия, связанной с уравнениями Навье — Стокса. Статья ученого опубликована в казахском "Математическом журнале".

Уравнения Навье — Стокса представляют собой систему дифференциальных уравнений в частных производных, которые описывают движение вязкой ньютоновской жидкости. Они используются в математическом моделировании прикладных задач физики. Принято считать, что они описывают многие типы турбулентных потоков в динамике газа и жидкости.

Отелбаев сумел предъявить условия, при которых у системы уравнений Навье — Стокса есть достаточно хорошие (в математическом смысле) решения, причем для каждого начального набора параметров такое решение единственно.

Прежде чем признать решение Отелбаева, научное сообщество должно его проверить. Также пока еще не ясно, насколько работа Отелбаева может считаться решением задачи, связанной с уравнением Навье — Стокса — одной из семи "задач тысячелетия", за решение которой математический институт Клэя даст в награду $1 млн.

К семи "задачам тысячелетия" относятся гипотеза Пуанкаре (доказана Григорием Перельманом, от приза в миллион он отказался), равенство классов P и NP, гипотеза Ходжа, гипотеза Римана, квантовая теория Янга — Миллса, существование и гладкость решений уравнений Навье — Стокса, гипотеза Берча и Свиннертона — Дайера.

Казахский математик заявил о решении "задачи тысячелетия"