Foto: Shutterstock

Ученые выяснили, каким образом пена предотвращает выплескивание пива из кружки. Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Physics of Fluids.

Согласно физическим законам, колебание жидкости в сосуде должно в идеале продолжаться вечно, однако в реальности этого не происходит. Ученые определили, что движение рано или поздно останавливается из-за явления, называемого капиллярным действием. Оно происходит при взаимодействии молекул жидкости с окружающими твердыми поверхностями.

Исследование капиллярных сил является сложным, поскольку эффект от них невелик. Поэтому ученые обратились к пенам, так как они усиливают их действие. Физики заполнили водой цилиндрический сосуд из оргстекла, установленный на алюминиевой пластине, а затем использовали жидкое мыло, чтобы создать густую пену. После этого они наклоняли стеклянный контейнер, наблюдая за поведением жидкости.

Установлено, что капиллярное действие, возникающее в присутствии мыльной пены, противодействует колебанию и предотвращает выплескивание. Ученые считают, что подобное происходит и в обычных жидкостях, однако эффекты в них труднее обнаружить.