Обнаружены следы древней глобальной катастрофы
Foto: Vida Press

Группа ученых под руководством Ильи Биндемана из Орегонского университета выяснили, что 2,4 миллиарда лет назад произошел быстрый подъем суши из Мирового океана, что привело к глобальному изменению климата. Статья геологов опубликована в журнале Natureб, сообщается в на сайте Phys.org.

Ученые проанализировали 278 образцов сланца со всех континентов, возраст которых охватывает 3,7 миллиарда лет в истории Земли. Они выявили заметные изменения в составе изотопов кислорода, которые указывают на ускорение процессов выветривания в результате воздействия дождевой воды. Это соответствовало формированию большой площади суши, которая составляла две трети от современной.

К появлению земной коры, толщина которой была достаточна для появления суши, привело остывание мантии. До этого горячая мантия была мягкой и неспособной поддерживать большие объемы пород.

Подъем более светлой по сравнению с океанами земной поверхности привел к увеличению альбедо — способности отражать солнечные лучи. Кроме того, интенсификация процессов выветривания привела к потреблению большого количества углекислого газа в атмосфере, что нарушило радиационный баланс Земли. Это, в свою очередь, вызвало серию ледниковых периодов 2,4-2,2 миллиарда лет назад и повышение концентрации кислорода.