Foto: AP/Scanpix
В ходе раскопок в Антарктиде исследователи смогли выяснить, на что было похоже пение первых птиц и динозавров, сообщает журнал Nature.

Франц Голлер из университета Юты в Солт-Лейк-Сити вместе с коллегами обнаружил останки прямого родственника современных пернатых — Vegavis iaai, — который жил во времена мезозоя за полярным кругом. Останки отлично сохранились, что позволило ученым рассмотреть не только кости и перья, но и отпечатки мягких тканей. С помощью томографа Голлер смог изучить строение сиринкса — голосового органа птиц, который расположен у основания трахеи.

Сравнение этого органа древней птицы с современными позволило установить, что он практически повторяет строение сиринкса гусей, уток и других птиц без певческих навыков. Исходя из этого Голлер утверждает, что Vegavis iaai как минимум могла крякать и гудеть.

При этом у динозавров, которые были ближайшими современниками птиц, такого органа нет. Соответственно, они могли лишь издавать гортанные звуки, не раскрывая рта. Авторы статьи заключают, что умение выдавать сложные звуки, вроде трелей, могло стать одним из ключевых факторов развития птиц и эволюционным преимуществом по сравнению с другими видами архозавров.

В июле 2016 года ученые узнали о том, что динозавры не ревели, раскрыв пасти, а ворковали и курлыкали с закрытым ртом, подобно современным птицам. Многие динозавры также раздували шеи и издавали курлыкающие звуки для привлечения самок и отпугивания конкурентов. Ближайшим аналогом среди современных птиц могут быть страусы.