Опровергнута основная теория формирования Луны
Foto: NASA

Американские геохимики, проведя наиболее точное на сегодняшний день измерение содержания изотопов в лунных образцах, опровергли самую распространенную теорию формирования Луны и допустили сильное испарение планеты в прошлом. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Геохимики проанализировали содержание трех стабильных изотопов калия в лунных и земных породах. Полученные данные указывают на почти одинаковое содержание таких разновидностей атомов в образцах со спутника и планеты, что указывает на общность их происхождения.

Эти результаты объясняют две новые модели формирования спутника Земли, которые предполагают, что в далеком прошлом планета столкнулась с крупным небесным телом. В первом сценарии на орбите планеты сформировался силикатный диск и затем — Луна. Согласно второму, почти вся мантия планеты испарилась — была сдута в окружающее планету пространство, где и происходило формирование спутника.

Однако лунные образцы содержали немного больше тяжелого изотопа, калия-41, чем земные. Теоретические расчеты показывают, что это возможно при условии, что формирование Луны происходило при давлении, примерно в десять раз более высоком, чем нормальное атмосферное давление на Земле. Это поддерживает второй сценарий.

Стандартное объяснение происхождения спутника предполагает, что Земля столкнулась с обломками небесного тела размером с Марс, из обломков которого, а не мантии планеты, в дальнейшем сформировалась Луна. Эта гипотеза, сформулированная в середине 1970-х годов, является в настоящее время общепринятой.

Lenta.ru