Раскрыта загадка проживания первых викингов в Америке
Foto: AFP/Scanpix

Ученые Северо-Западного университета (США) выяснили, что скандинавские поселенцы в Гренландии жили в необычно теплых для данной местности погодных условиях, когда летние температуры могли достигать десяти градусов Цельсия. Ухудшение климата вынудило их покинуть свои дома. Об этом сообщается на Phys.org.

Ученым не было известно, какой именно на острове был климат, когда сюда переселились викинги. Исследователи реконструировали погодные условия в южной части Гренландии в течение последних 3 тысяч лет, изучив отложения в озерах вблизи от остатков норвежских поселений. Они определили состав изотопов кислорода в остатках хитиновых панцирей личинок хирономид (комаров-звонцов), погребенных в отложениях. Состав изотопов кислорода зависит от количества воды, которая попадала в озера с дождями, и от температуры воздуха во время осадков.

Исследователи ожидали, что климат во времена норвежских поселенцев будет достаточно холодным, однако они обнаружили, что между 985 и 1450 годами нашей эры здесь было теплее, в среднем, примерно на 1,5 градуса Цельсия, чем в предыдущие и последующие годы. Этот скачок, похожий на то, что происходит в настоящее время, прервал похолодание, вызванное изменениями в расположении орбиты Земли. К концу теплого периода климат потерял стабильность и характеризовался рекордно высокими и низкими температурами, что, в конце концов, вынудило викингов покинуть Гренландию.

Кроме того, ученые выяснили, что североатлантическая осцилляция, выражающаяся в непостоянстве атмосферного давления на уровне моря на севере Атлантики, не находилась преимущественно в "положительной" фазе в Средние века, как считалось ранее. В этом состоянии NAO приносит холодный воздух на большую часть территории Гренландии. По мнению исследователей, теплый период мог быть вызван теплыми морскими течениями, однако это еще предстоит проверить.