Foto: Reuters/Scanpix
Гляциологи НАСА обнаружили кратер диаметром 36,5 километров под двумя километрами льда в Гренландии. В агентстве полагают, что это может быть след от удара метеорита.

Найденный кратер может оказаться вторым следом метеоритного удара в этом регионе. В ноябре прошлого года всего в 183 километрах от него, под ледником Гайавата, обнаружили формацию диаметром около 30 км., после исследования оказавшуюся ударным кратером от метеорита. Кратер захоронен под двухкилометровым слоем льда, но несмотря на это в его районе наблюдается гравитационная аномалия, пишут исследователи.

Это редкая находка. Считается, что следы от метеоритов в Гренландии и других северных регионах должны были постепенно исчезнуть под давлением покрывающего их льда. Найденный кратер изначально был намного глубже — под воздействием эрозии он почти исчез. Этот процесс был очень медленным — по оценкам ученых, он мог продолжаться от ста тысяч до ста миллионов лет.

"Мы исследовали Землю множеством разных способов — с орбиты, с воздуха и с ее поверхности. Очень радует, что такие открытия все еще возможны", — говорит гляциолог НАСА Джо Макгрегор, обнаруживший кратер.

Ученые установили, что возраст льда в районе кратера составляет 79 тысяч лет. Это может означать, что кратер значительно старше соседнего: возраст кратера под ледником Гайавата оценивают в 12 тысяч лет. Это значит, что кратеры скорее всего образовались в результате ударов разных метеоритов, в разное время.

Кроме того ученые пока не могут с полной уверенностью сказать, что кратер образовался именно после удара метеорита. На это указывает его форма — Макгрегор считает, что формация, если она все же возникла не от удара метеорита, может быть только обрушившейся кальдерой вулкана. "Но ближайшие вулканически активные регионы находятся в сотнях миль, а кроме того вулкан должен быть причиной магнитной аномалии, а мы ее там не наблюдаем", — говорит он.

Если кратер все же окажется следом от метеорита, это будет 22-й по величине такой кратер на нашей планете. Крупнейший в мире кратер Вредефорт находится в 120 километрах от столицы ЮАР. Его диаметр — около 300 километров. Считается, что астероид, столкнувшийся с Землей и образовавший кратер Вредефорт, являлся одним из самых больших среди когда-либо соприкасавшихся с нашей планетой.