Foto: NASA

Американские астрофизики обнаружили "спокойную" сверхмассивную черную дыру, которую "разбудила" оказавшаяся в ее окрестностях звезда. Посвященное этому исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает NASA.

В результате приливного взаимодействия материя со звезды начала перетекать на сверхмассивную черную дыру и окружающий ее аккреционный диск. Разрушение светила гравитационным объектом ученые обнаружили по исходящему от источника Swift J1644 + 57 рентгеновскому излучению.

Сверхмассивная черная дыра, как полагают ученые, в миллион раз тяжелее Солнца. Swift J1644 + 57 располагается в компактной галактике на расстоянии пяти миллиардов световых лет от Земли. До приливного взаимодействия со светилом дыра находилась, как и 90 процентов таких объектов во Вселенной, в спокойном состоянии.

Сверхмассивную черную дыру впервые обнаружил 28 марта 2011 года американский космический телескоп Swift. Для детального исследования объекта ученые привлекли европейский (XMM-Newton) и японский (Suzaku) спутники.

Особенностью проведенной работы является то, что они смогли изучить гравитационный объект в спокойном состоянии и в момент, когда он разрушал звезду. Наблюдения, длившиеся в течение 3,5 часа, позволят ученым описать сверхмассивные черные дыры в тех ситуациях, когда они не взаимодействуют с другими телами.

Для оценки пиков излучения дыры ученые применили новую технику, получившую название рентгеновского эхокартирования. Она позволяет анализировать небольшие временные задержки, возникающие при излучении дырой. Это позволило ученым оценить границы расположения внутреннего края аккреционного диска вокруг Swift J1644 + 57. В дальнейшем астрофизики планируют оценить скорость и направление вращения черной дыры вокруг своей оси.

Сверхмассивная черная дыра как минимум в сто тысяч раз тяжелее Солнца. Как правило, в большинстве активных центров крупных галактик расположены такие объекты. Они, по мнению ученых, оказывают определяющее влияние на эволюцию крупных звездных систем. В частности, в центрах Млечного Пути и Туманности Андромеды расположены сверхмассивные черные дыры, которые, по оценкам исследователей, примерно через четыре миллиарда лет сольются в одну.