Foto: stock.xchng
"Выхода нет, я фактически заперта в четырех стенах, приговорена к домашнему аресту!" — рассказала о своей беде в соцсетях инвалид 1-й группы юрмальчанка Елена Дроздова. На ее просьбу о помощи откликнулись сотни людей, которые собрали недостающие 5180 евро для установки подъемника инвалидной коляски. Выяснилось, что Елена — далеко не единственная "замурованная" в одном из самых богатых самоуправлений Латвии, которое выделяет на оборудование меньше половины стоимости самого дешевого подъемника. Да и то уже по факту установки. А так — кредит вам в помощь.

До свободы 37-летней юрмальчанке Наталье Колесниковой — всего шесть ступенек: от лифта до двери. Но преодолеть их самой в инвалидной коляске — миссия невыполнимая.

Жизнь молодой женщины разделилась на "до" и "после". До 2002 года она жила с любимым человеком в Польше. По дороге домой в Латвию их машина попала в аварию…
Foto: No privātā arhīva
Редкий случай, когда Наталья Колесникова выбралась на природу с детьми.

Наталья. На улицу раз в три недели — это нормально!?


Два года после автокатастрофы Наталья приходила в себя. Ее родители взяли на себя всю заботу о прикованной к инвалидной коляске дочери. Девушка не пала духом. Ее сердце не закрылось для любви. Буквально в коляске Наталья родила двух детей. Сегодня е дочке 11 лет, а сыну - 4 годика. С их отцами не сложилось. Наталья уверяет, что это никак не связано с ее инвалидностью — просто не сошлись характерами. Папа девочки уделяет своему ребенку много внимания — помогает денежно и проводит с ней время. Но возможность передвижения Натальи практически целиком лежит на ней.

Семья живет на 9-м этаже девятиэтажки — в каугурской квартире отца Натальи, дальнобойщика. Когда он возвращается из дальних рейсов, берет на себя все прогулки дочери. Очень переживает за Наталью и мама — она живет отдельно, много работает, но регулярно приходит помочь и отвести внука в садик.

"Вот три недели назад мама прибежала в перерыве работы и помогал мне выбраться, чтобы погулять с детьми. Это было счастье!, — рассказывает Наташа.- А так я дома сижу по большей части. Каждый раз просить соседей неудобно".
Foto: No privātā arhīva
Елене Дроздовой выбраться на свободу помогли добрые люди.

Елена. Добрый совет от Думы — взять кредит


Елене Дроздовой в каком-то смысле повезло больше. У нее рассеянный склероз — тоже инвалидность 1-й группы. В однокомнатную юрмальскую квартирку Елена переехала в октябре прошлого года. Пока смогла передвигаться без коляски, жила в Елгаве на пятом этаже многоквартирного дома. Но болезнь прогрессировала. Лифт в подъезде был маленький, коляска не проходила. Даже чтобы попасть на балкон, надо было заказывать проект расширения дверного проема. Вот и решилась на переезд — в город мечты Юрмалу.

"Пять лет подряд летом снимала комнату на море у знакомых, и в любую погоду могла выехать на прогулку, — рассказывает Елена. — Потом мы с дочкой решили купить мне квартиру в Юрмале на первом этаже. Нашли подходящую, маленькую. Дочка сейчас работает в Англии, чтобы оплатить кредит на квартиру и справиться с ежедневными расходами".

Foto: No privātā arhīva
Не учли они лишь небольшого нюанса. Квартира — на первом этаже. Совсем рядом — река, удобные для прогулок аллеи и парк. Но непреодолимым препятствием для коляски оказались ступеньки — три у подъезда и еще шесть — на лестничной клетке первого этажа. Требовался пандус или подъемник.

Как рассказывала Елена, "от работников социальных служб Юрмальской думы я услышала, что должна была все выяснить еще до переезда, чуть ли не получить разрешение на переезд. Фактически в самом богатом самоуправлении Латвии возвращают только небольшую часть расходов — 2846 евро. И то лишь после того, как работа будет сделана и проплачена. Стоимость подъемника с установкой подготовкой площадки оказалась около 7000 евро. На вопрос, где инвалиду первой группы найти такую сумму, мне посоветовали взять кредит…"

Чтобы оформить документы на социальную помощь и приходящую помощницу, нужно собрать много справок. А как их собрать, если сбор напрямую связан с выездом на улицу?! Даже когда требуется поездка к врачу, Елена с помощью подруги искала по интернету добрых мужчин, которые помогали вынести коляску, а потом занести обратно в дом. И все же набрать полные легкие морского воздуха получалось очень редко.

Foto: No privātā arhīva
Не выдержав такой ситуации, Елена Дроздова поставила на фейсбуке призыв о помощи. Ей повезло. Управляющей домом оказалась Наталия Абола (известная жителям Латвии как телеведущая популярных в свое время программ "Шок-шоу", "C позиции власти" и др.), которая приняла ситуацию Елены близко к сердцу и помогла рассчитать все расходы и найти компанию, которая профессионально занимается подъемниками, где тоже пошли навстречу и дали внушительную скидку. Более пяти тысяч евро на счет благотворительного фонда BeOpen помогли собрать программа "Зеленая лампа" на радио "Балтком", читатели портала Delfi и другие неравнодушные люди.

Месяц назад, 9 мая Елена Дроздова совершила первую самостоятельную прогулку по Юрмале. Это была ее маленькая, но такая важная победа.

Наталья. Почему в Юрмале инвалиды сидят дома?


У жительница Каугури Наталья Колесникова тоже был негативный опыт общения с городскими властями: "Со мной вступили в контакт всего раз — в 2010 году. Знакомая написала про мою ситуацию в юрмальской газете, — рассказывает Наталья. — Она надеялась помочь мне собрать деньги на подъемник, но был разгар кризиса, не удалось. Зато позвонили из Юрмальской думы. Единственный вопрос, который их интересовал, а не украдут ли у вас подъемник, если он будет? Они пообещали прислать людей. На этом наше общение закончилось — никто больше не объявился".

Сегодня социальная служба выделяет Наталье транспорт на 600 км в год и ассистента — его надо заранее заказать, тогда он поможет спуститься и поехать в магазин, например. Но разве это жизнь?

Когда женщина стала узнавать о возможностях самостоятельно, ей предложили взять кредит, поставить все оборудование, а потом его оплатят. "Но кто мне даст кредит? Они в курсе, какое пособие у инвалидов? — недоумевает Наталья. — А работать у меня никак не получается — на детей и хозяйство уходят все силы и время. Так что веры в юрмальские власти у меня мало. Мой знакомый прислал мне из Риги фотографии разных вариантов установки подъемников. Просто не понимаю, почему в Риге деньги на подъемники есть, а у нас все инвалиды по домам сидят?! Чем мы провинились?"
Foto: No privātā arhīva
Коляска не мешает Санте Сурвиле активно помогать тем, кто в этом нуждается.

Рига и Даугавпилс. Очереди есть, но "крылья для колясок" дают бесплатно


Менеджер Общества Wings for Wheels ("Крылья для колясок"), член совета НГО при Рижской думе колясочница Санта Сурвила подтвердила, что в столице серьезных проблем с установкой подъемников и вправду нет. К примеру, сама она три года назад встала в очередь и настроилась на ожидание в пять лет, а недавно, три года спустя, позвонили: спешим обрадовать! Оказалось, что общее финансирование повысили — очередь пошла быстрее.

Оборудование и установка при наличии всех необходимых документов — совершенно бесплатны. Все хлопоты по установке Дума берет на себя. Конечно, речь идет о достаточно простеньких устройствах. Если люди хотят чего-то более современного, они могут добавить к выделяемой Ригой сумме 5950 евро пожертвование их своих средств. По сведениям Санты Сурвилы, всего за последних два года в Риге установили и передали в пользование инвалидам 191 стационарный и мобильный (устройство на гусеницах для жителей высоких этажей домов без лифта) подъемник. На 2018 год для этого было истрачено 148 042 евро, что на 54% больше, чем годом ранее. В этом году финансирование то же. Плюс Дума платит за ремонт и профилактику всех устройств.

Менеджер фирмы по установке подъемников ROL-automatik Светлана Рыбкина рассказала, что ее компания может предложить один из самых бюджетных вариантов оборудования в Латвии, что отражается в ценах и дает возможность выигрывать закупочные конкурсы Рижского и Даугавпилсского самоуправления. Самый бюджетный вариант стационарного подъемника без наворотов и красот стоит 4840 евро. В случае с Еленой Дроздовой глава компании выступил в роли мецената и существенно округлил сумму вниз. Теперь два года будет действовать гарантия, правда, через год надо пройти профилактику за 50 евро.

А вот случаев сотрудничества с Юрмальской думой на тему подъемников Светлана Рыбкина за 15 лет существования компании не вспомнила. И суммы, которая выделяется на подъемники в одном из самых богатых самоуправлений Латвии, ни при каких условиях не хватает на покрытие расходов. Из чего исходили власти, назначая такое пособие, она судить не берется.
Foto: LETA

Юрмала. Спрос на "помощь" низкий — раз в два года


Как сообщила Delfi заместитель главы Управления благосостояния Юрмальского самоуправления Руанете Межа, размер пособия на установку подъемника для "колясочников" юрмальчан был определен еще в декабре 2011 года и с тех пор не менялся, только конвертировался при смене национальной валюты — 2846 евро.

К заявлению в Управление благосостояния на получение пособия надо приложить копию удостоверения инвалида, выписку из медкарты с рекомендацией семейного врача, заключение эрготерапевта, копию договора об аренде, согласие владельца (-цев) дома об установке, смету, согласованную с эрготерапевтом (нуждающимся эту трату компенсируют). Документы проверяют, место жительства осматривают, дают заключение.

Дальше документы уходят в стройотдел Юрмальской думы, они тоже осматривают место жительства и просят еще документы, если дом еще нужно приспособить под установку подъемника. Там же выдают условия установки и согласовывают смету. После того как дело сделано, надо снова писать заявление в комиссию про совершенный объем работ, прилагать документы и еще одно заключение эрготерапевта. И лишь тогда дают право на пособие.

Понятно, что малоимущим инвалид может стать как раз в процессе самостоятельной оплаты подъемника, когда возьмет кредит (если его дадут). Но это в рассчет не берется. Также совершенно неясно, как инвалид может так активно оббивать пороги и ходить за справками, если вопрос его мобильности на тот момент не решен. В общем, неудивительно, что спрос на такое пособие, по сведениям Руанете Межи, в Юрмале очень низкий — приблизительно один раз в два года.

В ответ на вопрос Delfi, из каких соображений рассчитывали сумму и откуда инвалиды должны добыть недостающие деньги, чиновница обрадовала, что " на данный момент рассматривается вопрос повышения пособия для улучшения приспособленности среды для людей с инвалидностью, которые передвигаются в колясках".

Лига. Надо договориться с соседями, а им не нравятся теплопотери


Вопрос финансирования и сбора моря справок — не единственный, который приходится решать колясочникам. Другая юрмальчанка, инвалид с рождения Лига Таукуле, два года назад решила жить самостоятельно и въехала в квартиру на первом этаже. Родственники обещали ей помочь с оплатой подъемника, добавив несколько тысяч евро к пособию от самоуправления. Сама Лига не работает, но служит в лютеранской церкви в Дубулты.

В ее случае проблем с Юрмальской думой не возникло, а труднее всего оказалось получить согласие на переоборудование подъезда от соседей. Лиге удалось собрать необходимые 50% голосов плюс 1 (всего у дома 36 владельцев) с условиями, что конфигурация дверей после установки подъемника останется прежней. Но при детальной разработке плана работ выяснилось, что одну из двух дверей надо вынимать, что чревато теплопотерями для поезда.

Теперь надо собирать подписи по новой, но изменившиеся условия вряд ли не устроят соседей, которые настаивали на нерушимости дверей. Вариант организации подъемника с балкона пугает родственников — они боятся, что зимой конструкция заледенеет и станет опасной, а убирать снег некому.

Лига надеется, что проектировщикам удастся придумать альтернативный вариант. Конечно, это будет дороже, но что делать. "Мои родственики живут далековато. Они и так помогают как могут. Есть ассистент, к которому я могу обращаться когда надо. Но я очень хочу научиться себя обслуживать самостоятельно…"

Foto: No privātā arhīva
Тем временем программа "Зеленая лампа" запускает новый сбор денег — на подъемник для "маленькой принцессы из Гулбене" Аннии Алексеевой. Талантливая и жизнерадостная девочка играет на флейте и посещает группу танцев на инвалидных колясках. Родители носят ее на руках не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Выбраться на коляске из дома девочке мешают восемь ступенек… Денег на подъемник у Гулбенской думы тоже нет. В данном случае на все работы с установкой требуется 10 000 евро.

И снова надежда только на добрых людей. Банковские реквизиты для перечисления помощи Аннии Алексеевой:

Благотворительный фонд BeOpen
Регистрационный N..: 50008218201
Номер счета: LV59 CBBR 1123 2155 000 10
Цель платежа: Зеленая лампа. Помощь Аннии Алексеевой

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!