Foto: Shutterstock
Мое фото кто-то без разрешения опубликовал в интернете. В соцсеть попал номер моего телефона. Про меня написали в новостях, и мне это не нравится. Я написал комментарий, его кто-то удалил — по какому праву? Что я вообще могу сделать, чтобы защитить свою репутацию, права и личную информацию?

Портал Delfi попросил юриста компании Ieva Broka&partners, кандидата юридических наук Дайгу Спроге разобрать несколько спорных спорных ситуаций, в которых может оказаться каждый из нас.


Foto: Shutterstock

Где-то в интернете опубликована новость про меня, с указанием имени и фамилии. Это законно? Какие данные нельзя раскрывать? Что мне делать, если я хочу, чтобы эти данные убрали? Могут ли мне отказать?

Простого ответа на эти вопросы нет. Здесь нужно учитывать и то, какие именно данные были опубликованы; и то, можно ли в принципе публиковать такую информацию; и то, насколько точно соблюдается принцип соразмерности между свободой слова и правом на защиту частной информации.

Сначала нужно понять, позволяет ли опубликованная информация четко идентифицировать конкретного человека (бывает, что имени и фамилии недостаточно: у человека могут быть полные тезки или однофамильцы). Например, если в публикации упоминается Анна Павлова, то этого недостаточно для идентификации конкретного человека. Если же речь идет об Анне Павловой, одной из величайших балерин в истории, то мы сразу можем понять, о ком идет речь.

Следующий шаг — проверить, не попадает ли опубликованная информация под случаи, запрещенные законом. В этот список (полная версия — в статье 7 Закона о прессе и других средствах массовой информации) попадают, в частности:

  • публикация материалов из личной переписки и записей телефонных разговоров (без разрешения адресата и автора);
  • использование средств массовой информации (далее — СМИ) для вмешательства в личную жизнь;
  • публикация информации, порочащей репутацию, честь и достоинство физических и юридических лиц;
  • публикация информации о состоянии здоровья, и так далее.

Если в публикации есть данные, которые попадают под один из перечисленных выше случаев, у вас есть право обратиться к СМИ и потребовать удалить эту информацию. Более того, у человека есть право обратиться с тем же требованием, если формально требования закона не нарушены, но он полагает, что СМИ не соблюдает принцип соразмерности между свободой слова и правом человека на частную жизнь.

Здесь нужно понимать, что в работе с личными данными у СМИ есть особый статус. Журналисты могут собирать и обрабатывать данные, если это происходит в интересах общества и ради обеспечения свободы слова и информации. Именно интересы общества — ключевой параметр, который принимают во внимание судебные инстанции при рассмотрении спорных случаев. Если СМИ полагает, что указанные в публикации личные данные распространяются законно, и в публикации соблюдается принцип соразмерности между свободой слова и правом человека на частную жизнь, СМИ может отказаться удалять эту информацию.


Foto: Shutterstock

Что если меня сфотографировали на улице, на концерте или другом публичном месте и фото со мной попало в новости об этом событии? Что мне делать, если я против этого?

Фотография, несомненно, попадает под определение личных данных — то есть, на нее распространяются те же самые принципы регулирования обработки данных. Здесь тоже нужно оценивать цель, с которой сделан снимок, и контекст, в котором он был опубликован. Например, если фотография с вашим изображением была сделана во время концерта и потом была опубликована на сайте организаторов мероприятия, то вы можете потребовать ее удалить. И организатор должен позитивно отреагировать на это требование. При этом новое регулирование предусматривает, что организатор должен информировать посетителей мероприятия о том, что там планируется вести фото- или видеосъемку, и полученные материалы могут быть опубликованы.

Что делать, если сделанная на мероприятии фотография с вашим лицом попала в газету или на сайт интернет-СМИ? Здесь действуют нормы "Закона о прессе и других средствах массовой информации": данные обрабатываются для нужд журналистики. Каждую ситуацию нужно оценивать отдельно, но в целом СМИ не обязано удалять снимок с вашим лицом только потому, что вам он не нравится. Тем не менее, вы имеете право аргументировать, что публикация снимка может привести для вас к негативным последствиям, или что интересы общества к этой информации не выше вашего права на сохранение личной информации в тайне. В любом случае, СМИ обязано внимательно рассматривать такие просьбы.


Foto: Shutterstock

Когда-то в интернете была опубликована информация, что я пропал без вести (был объявлен в розыск, приговорен к тюремному заключению и т.д.). Теперь эту информацию легко найти в поисковых системах, и это мешает мне найти работу. Можно с этим что-то сделать?

Однозначно — да. Но нужно разделять два понятия: публикация информации в интернет-СМИ и то, как эти данные находит поисковая система.

Если речь идет, например, о поиске Google, то и с жалобой нужно обращаться к Google (подробнее). Просьба пользователя будет выполнена, если он может привести аргументы в пользу того, что результаты поиска больше не соответствуют действительности, неадекватны или чрезмерны. В новой регуле перечислены условия, при которых у человека есть "право на забвение" (right to be forgotten) — то есть незамедлительное удаление персональной информации:

  • личные данные больше не нужны для реализации цели, с которой они были получены;
  • субъект отзывает свое согласие на обработку данных (и нет другого законного основания для их обработки);
  • личные данные обрабатываются незаконно.

Стоит подчеркнуть, что это право особенно важно для случаев, когда человек (или его родители) дал право на обработку данных, будучи еще ребенком — не осознавая, какие риски могут быть с этим связаны.

Если же речь идет о публикации в СМИ, но здесь тоже действует "Закон о прессе", и редакция будет оценивать каждый конкретный случай — насколько право на свободу слова соотносится с желанием человека стереть эти данные.


Foto: Shutterstock

Охрана запрещает мне фотографировать в торговом центре или на концерте и требует стереть уже удаленное фото. Кто прав, они или я? Как действовать в такой ситуации?

На основании нормативных актов — правы они. Охрана в магазине или сотрудники компании, которая организует концерт, имеют право потребовать прекратить съемку, и в отдельных случаях — удалить сделанные фотографии. Это не связано с обработкой данных: ограничения на поведение в подобных местах связано с другими нормативными актами.

Так, в магазине ситуацию следует оценивать в контексте Коммерческого закона (и его норм в области защиты коммерческой тайны), а также вопросов, связанных с безопасностью. На концерте ограничения могут быть связаны с Законом об авторских правах — без разрешения автора его работы запрещено распространять, репродуцировать и публиковать.


Foto: Shutterstock

Я хочу потребовать чего-то от латвийской компании (или портала), разместившей мои личные данные у себя на сайте. Как мне это сделать? Звонить? Писать е-мейл? Заказное письмо? Ответят ли мне? Что делать, если не ответят?

Да, нужно связаться с администрацией или владельцами портала. Сначала можно попробовать дозвониться по телефону или написать е-мейл. Если вы получите отказ или реакции не будет вообще — нужно подать юридически корректное письменное заявление либо лично, либо по почте (очень желательно — заказным письмом), либо по электронной почте в виде е-документа с печатью времени. Если вы и в этом случае получите отказ, вы имеете право обратиться в Государственную инспекцию данных.


Foto: Shutterstock

Кто-то публикует везде — в соцсестях, в комментариях на порталах — мой адрес и номер телефона. Что делать?

Это незаконно, и человек, который занимается такими вещами, может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. У вас есть право обратиться с заявлением в полицию или Государственную инспекцию по защите данных с просьбой проверить, являются ли эти действия умышленными, и есть ли основания для возбуждения уголовного процесса или административного дела.


Foto: Shutterstock

Я написал комментарий на портале и меня "забанили". Это вообще законно? В Латвии же нет цензуры?

Статьи 99 и 100 Конституции Латвии (Сатверсме) гласят, что у каждого есть право на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений, а также на свободу слова (право на получение, владение и распространение информации, высказывание своих взглядов). Цензура действительно запрещена. Но нужно понимать, что свобода слова не является абсолютной. В Конституции также сказано, что это право может быть в определенных случаях ограничено — для "защиты прав других людей, демократического устройства государства, безопасности общества, благосостояния и нравственности".

Редакция интернет-СМИ, как правило, старается сохранять принцип соразмерности между свободой слова и ее ограничением. Для этого устанавливаются критерии, по которым производится модерация. Конечно, в повседневной практике постоянно возникают конфликтные ситуации, когда свобода слова вступает в противоречие с другими правами человека — например, неприкосновенностью частной жизни или необходимостью ограничить призывы к насилию и разжигание ненависти.

Задача редакции — не допустить, чтобы содержание комментариев прямо или косвенно нарушало основные права других людей, чтобы в них не было проявлений нетерпимости, угроз для безопасности государства и общества, клеветы или дискриминации по принадлежности к конкретной группе (например, этнической или профессиональной).

Установить жесткие границы — с учетом прямого или косвенного подтекста — здесь практически невозможно. Более того, это недопустимо. Принципы модерирования в значительной мере определяет историческая традиция, политическая культура и другие факторы. Принимается во внимание и конкретная ситуация: с какой целью автор публикует высказывания? Как их воспринимает общество?


Foto: Shutterstock

Я разместил видео на YouTube, пост на Фейсбуке или твит, и его использовал какой-то сайт для своей статьи. Это вообще законно? Можно ли копировать и публиковать мои публикации?

Авторские права в любом случае принадлежат автору, и если СМИ при данных обстоятельствах опубликовало материал без разрешения — это нарушение. Автор имеет право потребовать компенсацию в установленном законом порядке.

Но здесь важно различать, каким именно способом опубликована ваша работа. Прямое копирование и публикация вашего материала однозначно требует разрешения. Но если интернет-СМИ воспользовалось возможностью встроить HTML-код (embed) на свой сайт, то все не так однозначно. Технически материал "подкачивается" с другой платформы (например, YouTube), и автор материала уже дал свое согласие на его использование в момент первоначальной публикации. Именно этим принципом руководствуется большинство СМИ. При этом, как правило, автор может запретить встраивание его работы на внешних сайтах или вообще удалить видео с платформы, если он не хочет, чтобы она была доступна для всего общества.

Но есть и другое мнение: каждый факт публикации должен быть согласован с автором. Насколько мне известно, в Латвии судебных решений по спорам, связанным со встроенными материалами, пока не было. В мире (например, в Германии), как отмечает Министерство культуры Латвии, распространен второй подход: разрешение нужно получать в любом случае.


Foto: Shutterstock

Я получаю рекламный спам от латвийской компании. С этим можно бороться? Как?

Да, можно. Если вы не хотите получать письма рекламного характера, у вас есть право отказаться от рассылки — вне зависимости от того, давали вы разрешение на получение этих материалов раньше или нет.

Согласно Закону о предоставлении информационных услуг обществу, коммерсант имеет право рассылать клиентам электронные письма, если клиент не возражал против получения такой информации; если коммерческие предложения касаются похожих товаров и услуг; и если получатель рассылки может в любой момент отказаться от нее. Это означает, что в каждом письме обязательно должна быть возможность отписаться от рассылки.

Если оператор рассылки не обеспечивает выполнение этих условий, и не реагирует на требование прекратить присылать письма, то можно обратиться в Государственную инспекцию данных или в Центр защиты прав потребителей. Если автор рассылки будет признан виновным, то ему грозит штраф от 40 до 500 евро (для физических лиц) и от 700 до 7000 (для юридических лиц).

25 мая 2018 года, однако, в силу вступает система наказаний за нарушение европейского Всеобщего регулирования по защите данных (GDPR). GDPR существенно увеличивает размер максимального административного наказания — штраф до 10 млн евро или от 2% до 4% от общего годового оборота предприятия по всему миру.


Foto: Shutterstock

Где в Латвии можно получить бесплатную консультацию по этим вопросам? Сколько такая консультация может стоить у юриста? Реально ли наказать кого-то деньгами?

В целом связанные с этими вопросами проблемы решают Государственная инспекция данных (www.dvi.gov.lv) и Центр защиты прав потребителей (www.ptac.gov.lv). На сайтах этих организаций довольно подробно разбираются нормы, принципы и нюансы регулирования, и консультацию можно получить бесплатно. Стоимость консультации у юриста может стоить в районе 100-150 евро в час (в зависимости от расценок конкретных специалистов).

Незаконные действия с данными физических лиц в Латвии могут привести как к уголовному, так и к административному наказанию. Максимальный размер административного наказания для юридических лиц оставляет от 7100 до 14 000 евро, однако после 25 мая 2018 года этот размер существенно вырастет: штраф до 10 млн евро или от 2% до 4% от общего годового оборота предприятия по всему миру. Вокруг правильного применения GDPR до сих пор много споров, поэтому для защиты своих интересов рекомендуется связаться с экспертами в этой области.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!