Foto: Shutterstock
Экономные пылесосы и LED-лампочки, электромобили и "бытовая техника класса А" — вокруг нас становится все больше "энергоэффективных" устройств и продуктов. Все это часть глобального макротренда, направленного на заботу об окружающей среде и заданного искусственно, "сверху". DELFI рассказывает о том, как это происходит и почему благие намерения Евросоюза сталкиваются с сопротивлением "снизу".

Еврокомиссия ведет последовательную политику энергоэффективности не первое десятилетие. За последние годы с рынка была буквально вытеснена неэффективная с точки зрения стандартов техника: стиральные и посудомоечные машины, холодильники, кондиционеры. Уходят в прошлое галогенные лампочки. На смену автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями приходят электромобили, и этот процесс тоже во многом управляется "сверху": чем экономичнее машина, тем выше налоговые льготы. В будущем требования к бытовой технике будут только ужесточать.

Предполагается, что энергоэффективность бытовых приборов позволяет людям существенно сэкономить на счетах за электроэнергию. Кроме того, для Европы более экономичная бытовая техника и электрические приборы означают уменьшение зависимости от внешних поставщиков нефти и газа. Приятный бонус — польза для экологии.

К 2020 году Евросоюз установил для себя цель экономии энергии в 20% (по сравнению с прогнозируемыми затратами). Это эквивалентно отключению примерно 400 электростанций. Но планка постоянно повышается. В 2016 году ЕК предложила обновить Директиву по энергоэффективности и установить новую цель: 30% к 2030 году. В июне 2018 года Комиссия, парламент и Совет ЕС достигли политического соглашения, в котором указан обязательный целевой показатель для ЕС на 2030 год — 32,5%, а также условие его пересмотра в сторону повышения к 2023 году. С практической точки зрения вводятся минимальные стандарты и маркировки для различных товаров (бытовой техники, осветительных приборов и телевизоров); к 2020 году планируется установка 200 миллионов интеллектуальных счетчиков электроэнергии и 45 миллионов — газовых, и многое другое.

Но есть и проблемы. Главная из них — инерция: далеко не всем изменения, продвигаемые из Брюсселя, приходятся по душе.

Что не так с энергоэффективностью?


СМИ, особенно британские, нередко высмеивают инициативы Еврокомиссии. Например, в той же Великобритании спорые европейские нормы стали дополнительным аргументом в пользу Brexit. Брюссель планирует убрать из продажи неэффективную с точки зрения принятых норм бытовую технику: например, определенные тостеры, чайники и фены. Одобренный Евросоюзом тостер смог поджарить хлеб только с четвертой попытки, жаловался депутат Европарламента (UKIP) Дэвид Кобурн.

После мер по энергоэффективности, принятых Еврокомиссией еще во главе с Жозе Мануэлем Баррозу, британские СМИ обвинили ЕС во вмешательстве в личную жизнь. Заговорили о свободе выбора для потребителя: если человек хочет использовать много воды и электричества, у него должно быть на то право.

У такой позиции есть своя логика. Когда мы покупаем более экономичный автомобиль, мы ездим больше. Когда мы устанавливаем энергоэффективные лампочки, мы реже выключаем свет. В итоге повышение энергоэффективности нивелируется увеличением потребления энергии. На эту дилемму еще в конце XIX века впервые обратил внимание британский экономист Уильям Стэнли Джевонс, поэтому обычно она называется парадоксом Джевонса.

Американский Институт энергетических исследований несколько лет назад опубликовал отчет, в котором парадокс Джевонса ставит под вопрос сам принцип энергоэффективности. "Эксплуатация экономичного автомобиля в конечном счете приводит к экономии на топливе. Обратный эффект происходит, когда деньги, сэкономленные за счет этого, расходуются на что-то другое: к примеру, на телевизор с большим экраном, который потребляет больше энергии — как на этапе производства, так и при повседневной работе", — пишет автор исследования, Роберт Дж. Майклз.

Стефани Ардити, руководитель по вопросам политики в Европейском экологическом бюро (EEB), признает: техника стала эффективнее, но это далеко не всегда означает меньшее потребление энергии. Например, холодильники: если они становятся энергоэффективнее, но в то же время больше — сэкономить не получится. В таком случае маленький неэффективный холодильник может парадоксальным образом обойтись дешевле.

Экономия энергии по-европейски: как это выглядит?


Тем не менее, аргументы в пользу энергоэффективности выглядят явно более сильными. Хотим мы этого или нет, но мы живем в мире, где принципы экономии энергии определяют очень многое.

В ЕС действуйте четкая система классов энергоэффективности и соответствующую маркировку. Предполагается, что такие правила и директивы помогают экономить деньги и сокращать выбросы парниковых газов. Впервые эта концепция была внедрена еще в 1994 году: от А (наиболее эффективная продукция) до G (наименее эффективная), а затем еще и расширена. По данным Еврокомиссии, более 90% холодильников и стиральных машин, проданных в 2017 году, были маркированы выше класса А (то есть, А +, А ++ или А +++). Впрочем, и здесь не обошлось без прецедентов: в конце 2018 года производитель пылесосов Dyson выиграл суд за право не указывать класс энергоэффективности на своей продукции.

Еврокомиссия планирует постепенно вернуться к простой шкале от A до G — поскольку техника становится все более эффективной, и разница между А ++ и А +++ становится для потребителя неочевидной. Комиссия надеется, что реформа побудит производителей продолжать исследования и инновации, чтобы его заполнить. А жителям она советует экономить энергию и деньги с помощью несложных шагов, которые при желании может осуществить каждый:

  • не перегревайте воду — максимальной температуры в 60 °C для бойлера будет достаточно;
  • в жару зашторивайте окна или закрывайте ставни, чтобы помещение меньше нагревалось;
  • по возможности используйте вентилятор, а не кондиционер — он потребляет значительно меньше электроэнергии;
  • установите современные стеклопакеты — они удерживают на 50-70% больше тепла;
  • купите энергоэффективную бытовую технику: например, посудомоечная машина с маркировкой А +++ потребляет вполовину меньше энергии, чем машинка класса D. И оставьте всю работу ей — при мытье посуды вручную используется гораздо больше воды (примерно в десять раз);
  • не кипятите лишнюю воду — заливайте в чайник ровно столько, сколько вам нужно;
  • не обязательно стирать одежду при высокой температуре: современные чистящие средства настолько хороши, что работают и при низких температурах;
  • замените лампы накаливания на светодиодные — одна такая лампочка может сэкономить вам более 100 евро в течение срока своей службы (а это около 20 лет);
  • достигшие определенного уровня просветления и осознанности могут попробовать перейти на "зеленую" энергию — если у вас есть свой дом, рассмотрите возможность установки солнечных панелей на крыше.


Покупка энергоэффективных продуктов — своего рода инвестиция в будущее. Они всегда несколько дороже привычных, однако, предполагается, что такая разница в цене в итоге окупится. С другой стороны, если речь идет о приобретении пресловутой лампочки, многим действительно не так сложно сделать выбор в пользу более дорогой и в то же время эффективной. Но как поступить, если мы говорим о покупке крупной бытовой техники или "правильно" оснащенного дома? Именно цена зачастую является решающим фактором при выборе — и хорошо, если он есть.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!