В четверг, 23 апреля, депутата Сейма от Латвийского объединения регионов (ЛОР) Дайниса Лиепиньша не пустили на заседание парламента, позволив лишь присутствовать в гостевой зоне. Так продолжилась история недельной давности, когда Лиепиньш своим присутствием сорвал заседания Сейма, вынудив отложить его на неделю. Портал Delfi разбирается в том, почему Лиепиньша больше не пускают в Сейм и почему он продолжает туда приходить.

Сначала следует отметить, что, несмотря на сравнительно скромную известность среди русскоязычной аудитории, Дайниса Лиепиньша трудно назвать рядовым бесцветным депутатом, способным только нажимать на кнопки для голосования. Прежде всего, следует отметить, что Лиепиньш - чрезвычайно активный и довольно влиятельный управленец и политик. В свое время успел поработать в правлениях или советах таких компаний, как Rīgas siltums, Latvijas valsts ceļi, Latvijas valsts meži, аэропорт "Рига", Latvijas autoceļu uzturētājs, CSDD, Latvijas pasts, руководил Рижским Центральным рынком. Плотно работал с Айнаром Шлесерсом, был депутатом Елгавской городской думы (где, будучи в оппозиции, тоже вел себя активно и беспокойно).

Нынешние проблемы у Лиепиньша начались еще в 2014 году, когда он попал под подозрение в сокрытии доходов в декларации должностного лица. Всего, по версии полиции, в его деле есть семь эпизодов, а временные рамки ограничены 2010-2012 годами. 

По закону, для того, чтобы начать уголовное преследование депутата, необходимо решение Сейма. Такое решение на основании Свода правил Сейма было получено 5 февраля 2015 года. Депутаты разрешили начать уголовное производство в отношении и приостановили действие его мандата. Интересно, что сам депутат тогда обратился к коллегам с просьбой одобрить соответствующую просьбу елгавского суда (за что заслужил публичную похвалу спикера Сейма Инары Мурниеце, которая отметила его высокие моральные качества). Кстати, когда действие полномочий депутата приостанавливается, слуга народа сохраняет 50% заработной платы.

Однако закавыка оказалась в том, что уголовное дело против Лиепиньша было возбуждено еще в прошлом году, до того, как он стал депутатом. Таким образом, по мнению Генеральной прокуратуры, в решении Сейма не было необходимости — расследование и так было возбуждено и успешно продвигалось.

В итоге, по мнению Лиепиньша и Генпрокуратуры, приостановка его депутатских полномочий коллегами по парламенту оказалась незаконной. 16 апреля он явился на очередное заседание Сейма и, вопреки просьбам и требованиям Инары Мурниеце, отказался покидать зал заседаний. Не зная, что делать, спикер несколько раз объявляла перерывы, а затем решила совсем перенести заседание — на неделю, до 23 апреля.


23 апреля Дайнис Лиепиньш вновь явился в Сейм, однако сотрудник Государственной полиции не пустил его в зал заседаний, мотивировав это распоряжением начальника Госполиции Интса Кюзиса. Страж закона, однако, разрешил Лиепиньшу находиться в гостевой зоне парламента, чем тот и воспользовался, назвав решение начальника полиции незаконным и сравнив его со "сталинскими тройками". К самим полицейских, которых, по сообщению корреспондента Delfi в Сейме сегодня было больше, чем обычно, у него претензий не было — "они просто делают свою работу".


При этом Дайнис Лиепиньш не только демонстративно является на заседания Сейма, чем веселит публику, но и предпринимает юридические действия. Он планирует подать жалобу в президиум Сейма и обратиться в административный суд. При необходимости он готов дойти и до Европейского суда по правам человека. Обвиняя Сейм вообще и Инару Мурниеце в частности в некомпетентности.


По мнению эксперта по конституционному праву Яниса Плепса, в данном случае норму Свода правил Сейма надо трактовать шире и понимать ее так, что если депутата преследуют в рамках уголовного законодательства, то действие его мандата замораживается на срок до вынесения судебного решения. По его мнению, Сейм не должен вникать в юридические тонкости уголовного делопроизводства и выяснять, на какой стадии оно находится. Не должны такие тонкости прописываться и в Своде правил. Иными словами, даже если в самом голосовании Сейма 5 февраля и не было необходимости, депутатские полномочия Лиепиньша все равно должны быть приостановлены, а, следовательно, его нахождение в зале заседаний Сейма — незаконно.

Но это частное мнение эксперта. Очевидно, что сам Дайнис Лиепиньш теперь пошел на принцип и не собирается так просто сдаваться. Следующий ход — за Юридическим бюро Сейма, в которое депутат обратился с запросом о том, на каком основании его лишили права принимать участия в заседаниях Сейма. Вообще же депутат имеет все шансы превратиться во вторую Юту Стрике.


Очевидно, что в Сейме на самом деле пока не знают, как юридически корректно удержать Лиепиньша за дверьми зала заседаний. Накануне сегодняшнего заседания, Инара Мурниеце призвала правоохранительные органы, включая Государственную полицию и Полицию безопасности, "найти наиболее эффективное решение для обеспечения порядка". К утру четверга самым эффективным было признано личное распоряжение начальника Госполиции и физические меры воздействия в виде полицейского на пути депутата в зал заседаний. Как долго их хватит для того, чтобы удерживать Лиепиньша вне зала заседаний — неизвестно. Сам он говорит, что в Сейме теперь, вероятно, надеются на скорый суд и обвинительный приговор.

Foto: F64

Тем временем, одна из самых горячих дискуссий в Сейме утром в четверг развернулась вокруг нравственности и патриотического воспитания, заключенных в пакете поправок в закон об образовании. Поправки, в отличие от депутата Лиепиньша, в итоге успешно прошли.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!