
"Не понимаю одного: почему эти три мужика, три "А" — Айнар Шлесерс, Андрис Шкеле и Айвар Лемберг — не договорились о том, чтобы что-то сделать на пользу Латвии и время от времени самим на этом неплохо зарабатывать?" — недоумевает Юлий Круминьш. В автобиографической книге миллионер изложил свое видение политического закулисья Латвии, которое из "богатой советской республики" сделало "одну из самых бедных стран в Европе". Портал Delfi публикует самые интересные отрывки из мемуаров, получивших название "Истории ильгюциемского пацана".
В своей книге бывший "ильгюциемский пацан", а впоследствии миллионер и глава компании Man-Tess (терминал для перекачки нефтепродуктов), которого этой осенью задержало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, подробно рассказывает о становлении своего многомиллионного бизнеса, своем участии в экономических и политических процессах страны и излагает свои представления: почему и благодаря кому Латвия оказалась в столь бедственном положении.
"Мы живем в одной из самых бедных стран во всей Европе, — пишет Круминьш. — От богатой советской республики осталась лишь разрушенная экономика и отсутствие уверенности в будущем. Знает ли молодежь, чему учиться, какие отрасли народного хозяйства будут развиваться, какие перспективы ждут их на рынке труда? Если до независимости мы могли гордиться своей образованной рабочей силой, то сегодня те, кто хотел бы вкладывать деньги в Латвии, вам скажут, что одной из проблем стала нехватка рабочей силы. Разумеется, инфраструктура и изменчивые налоги тоже вряд ли способны кого-нибудь привлечь. Со всеми этими евросоюзными делами мы стали территорией, у которой есть свой флаг, гимн и жители, где каждый четвертый — пенсионер, который не получает достойной пенсии. Своей валюты нет, границы самостоятельно охранять мы не можем, даже бюджет приходится согласовывать с кредиторами.
За годы независимости мы не навели порядок даже в наиболее важных отраслях — здравоохранении и образовании. Отдали Брюсселю больше независимости, чем от нас требовали. В результате наиболее способные жители уезжают и строят благосостояние других стран. Деревенский люд уезжает в город, а там в большинстве своем пополняет ряды безработных. Село вымирает, как и вся страна.
Читаю демографические прогнозы ООН. Специалисты считают, что приблизительно лет через 30 количество жителей в Европе сократится на 25%. Что останется от Латвии? Нам придется принимать у себя искателей счастья из стран с чужой для нас культурой и верой. Будем строить для них мечети и учить говорить на госязыке. Кое-кто может возразить, что я рисую будущее в слишком темных тонах, но я просто складываю факты. Недавно читал, что комиссия Европарламента, которая исследует уровень коррупции в странах ЕС, пришла к выводу, что в Латвии ежегодно воруют — внимание! — от 3,5 до 5 миллиардов евро, а весь государственный бюджет составляет 7 миллиардов евро. И что, вы думаете? На следующий день создали комиссию для поиска воров? Нет!.. Если бы я так сильно не любил ее (Латвию), то и в самом деле хотелось бы воскликнуть: "Остановите Латвию, я хочу выйти"!
- 1. Господь-Лемберг. 'На мой взгляд, он просто бандит, который в смутное время устроился мэром Вентспилса'
- 2. Борода-Шкеле. 'Выпускник Сельхозуниверситета, который вместо того, чтобы думать о сельском хозяйстве, все развалил'
- 3. Бульдозер-Шлесерс. 'Он мне понравился, я ему поверил. Когда он меня кинул, подумал: больше никому не буду помогать'
- 4. ТБ/ДННЛ. 'Это злокачественная опухоль, которую необходимо вырезать из правительства Латвии
- 5. Ринкевич. 'Почему он о своем 'выходе из шкафа' сообщил только после выборов в Сейм?'
- 6. Репше. 'Крылатая фраза Репше — 'как можно было не обещать!'
- 7. Затлерс. 'Если бы взяли 'Согласие' в правительство, ничего бы уже не изменилось — у них нет министров'
- 8. Судраба. 'Умная, честная и работоспособная… еще не доросла до лидера, но она учится'
- 9. Трукснис. 'Есть свои недостатки, но он очень конструктивный и нацеленный на развитие'
- 10. БПБК. 'Агентство, предоставляющее политической элите конкретные услуги за деньги налогоплательщиков'