Foto: Из личного архива
Часть Яунциемского кладбища в Риге занимает огромный сектор, где на могилах нет памятников и крестов. Захоронения обозначаются забитыми в землю колышками с номерами. Здесь много лет хоронят безродных и безымянных людей.

Безродными обычно называют людей, у которых нет родственников. При жизни у них были и родные, и близкие, и друзья. Но обстоятельства сложились таким образом, что в тот момент, когда они отправились в мир иной, рядом с ними не оказалось тех, кто сообщил бы родственникам об их кончине. Безымянные — это те, кого похоронили, так и не установив их идентичность. Каждый год на Яунциемском кладбище хоронят около 80 неопознанных и 200-250 безродных умерших.

А что дальше? Как быть, если ты слишком поздно узнал о смерти своего близкого и не успел его похоронить? Что происходит с урнами безродных покойных? Возможно ли получить урну с прахом своего родственника и перезахоронить?

"Безродные" — не значит никому не нужные


Государственное издание Latvijas Vēstnesis регулярно публикует объявления о поиске родственников умерших жителей Латвии. Если близких найти не удается, то тело покойного кремируют в Валмиерском крематории, а урны предают земле на Яунциемском кладбище. Услуги кремации в Латвии оказывают два предприятия — Rīgas kremācijas centrs и Apbedīšanas nams — krematorija. С неопознанными и безродными телами в Риге работает только последний.

Неопознанные тела кремировать можно лишь по решению прокуратуры, говорит представитель компании Apbedīšanas nams — krematorija Эдгар Тимпа. Это нужно для того, чтобы, например, если идет следствие и требуются какие-то дополнительные анализы, у полиции была возможность провести эксгумацию. "Сейчас, правда, медицина ушла далеко вперед, и все необходимые экспертизы успевают сделать вовремя. Например, могут взять образцы тканей покойного, а тело кремировать. Но в этом случае все зависит от прокуратуры, определенного механизма, как поступать с неопознанными телами, пока нет", — говорит Тимпа.

У Валмиерского крематория заключены договоры со многими самоуправлениями по решению по сути различного рода социальных ситуаций. Это относится и к тем, у кого есть родные и близкие, а так же к тем у кого их нет. "Безродными" в нашей среде называют покойных, у которых нет близких, способных решить вопрос об их захоронении. И я хочу подчеркнуть, что речь здесь не идет только бродягах, хотя я очень и не люблю это слово. И умерший бродяга достоин нормальных похорон. Среди таких безродных очень часто есть семейные люди, у которых остались родители, дети, дальние родственники. Просто жизнь сейчас настолько стремительна и непредсказуема, и зачастую приводит к таким ситуациям и стечению обстоятельств, при которых в момент смерти человек остается совершенно один. Например, все родные уехали за границу, по какой-то причине оборвалась связь. Причин может быть очень много. И никто из нас не застрахован от таких ситуаций", — говорит Тимпа.

За похороны отвечает самоуправление


Согласно правилам Кабинета министров, ответственность за погребение безродных и неопознанных покойных берет на себя самоуправление: либо то, где был задекларирован человек, либо по месту его последней декларации. Муниципалитет получает информацию о таких покойных из больниц и центров судебной медицины. За счет самоуправления проводится также и кремирование, и захоронение.

В Риге самоуправление выделяет пособие в размере 426,86 евро. "Выделяемых рижским самоуправлением средств вполне хватает на достойные похороны человека, — считает Тимпа. — Но мы пытаемся не только отыскать родственников умерших людей, но и несем социальные функции, ведь вовремя найденные родственники или близкие люди могут проститься с умершим, кремировать либо похоронить на кладбище, установить памятник, куда можно ходить и возлагать цветы или ставить свечи. С этической и с человеческой точки зрения это намного лучше, чем потом осознавать, что человека похоронили фактически в общей могиле, а вместо памятника в землю вбили колышек с номером.
Потом через 6-8 месяцев устанавливают каждому памятную плиту с надписью и засеивают траву. А на урны ставят одну плиту и указывают количество урн", — говорит Эдгар Тимпа. — Мы отследили, что в течение только последних двух месяцев наши объявления прочитали более 130 000 человек. Благодаря этому удалось найти родственников и близких безродных покойных в Германии, Великобритании, России и на Украине. Хочу поблагодарить всех, кто помогает в этих поисках. Это действительно очень важное дело".

Памятник с датами или колышек с цифрами

Урны с прахом безродных покойных хоронят в специальном секторе Яунциемского кладбища. Это не привычные ряды могил с памятниками или крестами. Вырывается общая могила, в которой хоронят одновременно по 50 урн. Потом устанавливаются колышки с номерами. Эти номера заносятся в список, чтобы в случае, если объявятся родственники, можно было найти урну с прахом.

"Кладбище в любом случае место для грустных раздумий. А этот сектор… Он выглядит, как после войны. Ни имен, ни фамилий. Бездушные одинаковые пронумерованные колышки. Мое личное мнение такое: каждый человек должен быть похоронен достойно. Поэтому мы так усиленно ищем родственников покойных и призываем их не боятся проводить человека в последний путь, обращаясь за помощью в наш крематорий. И это могут быть также близкие друзья, соседи и коллеги по работе. Все те, для кого покойный при жизни был дорог. Как обошлась с ним жизнь, это другой вопрос. Наше дело — отдать ему последний долг. Любой человек достоин этого", — говорит Эдгар Тимпа.

После публикации объявления о поиске родственников крематорий ждет 10 дней. Если никто не откликнулся, Apbedīšanas nams — krematorija проводит кремацию. Урны с прахом хранятся в крематории до тех пор, пока их количество достигает 50-100.

Затем представители крематория связываются с администрацией Яунциемского кладбища: "В определенный день катафалк отвозит на кладбище все урны. Вместе с представителем кладбища их сверяют по списку, после чего складывают в определенном порядке в могилу. Таким образом на кладбище формируется ряд таких могил". Такой список позволяет оперативно найти урну в случае, если родственники все-таки объявятся. "В начале марта мы проводили захоронение 151 урны на Яунциемском кладбище. Там были не только покойные за 2018-2019 годы, но и за 2009, 2010, 2011-й. Много ли приходится хоронить безродных покойных? Скажу так: в среднем за год это от 200 до 250 человек. Большая часть из низ кремируется. До сих пор много и неопознанных покойных", — говорит Тимпа.

Что делать, если вы увидели в списке безродных имя знакомого человека?

Объявления по поиску близких публикуются не только в Latvijas Vēstnesis, но и на сайте крематория, а также в социальных сетях. Если вы увидели в объявлении имя знакомого вам человека, то:

  1. Внимательно прочитайте объявление и по возможности передайте информацию дальше, чтобы она как можно оперативней дошла до родственников или близких людей покойного;
  2. Если вы являетесь родственником, близким другом, бывшим коллегой умершего, готовыми взять на себя ответственность за похороны, необходимо связаться со специалистами Apbedīšanas nams — Krematorija по телефону 200 18 333.
  3. В том случае, если в указанный срок — обычно это 10 дней — на объявление никто не отзовется, Apbedīšanas nams — Krematorija производит кремацию в Валмиерском крематории и передает урну с прахом для дальнейшего захоронения на кладбище.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!