"Новая пища" — сравнительно свежий концепт, про который многие латвийцы никогда не слышали, даже если уже покупали самую известную новую пищу: масло криля, семена чиа или продукты с фитостеролом. Delfi разобрался в том, что такое "новое пища", как ЕС защищает покупателя от ее обилия на прилавках, и чего нам ждать в обозримом будущем.

Что такое "новая пища"?

Novel food и Jauna pārtika в терминологии ЕС — это такие съедобные вещества и продукты, которые до 1997 года на территории Европейского союза не употреблялись в сколь-нибудь существенных объемах. То есть — экзотика. В эту категорию попадают:

  • Инновационные продукты, синтезированные искусственным образом;
  • Продукты, произведенные с использованием новых технологий, например, рапсовый протеин;
  • Еда из стран за пределами Европейского Союза, например, сок нони.

Самая известная новая пища — масло криля, семена чиа (на фото к статье) и продукты с фитостеролом. В этом году регистрацию в качестве таковой также получили витамин K2, ферментированные с помощью микроорганизмов Bacteroides xylanisolvens молочные продукты и рафинированное масло из растения Buglossoides arvensis.

Кто угодно может продавать "новую пищу"?

Нет, чтобы необычные продукты можно было продавать на территории стран ЕС, включая Латвию, они должны пройти регистрацию в качестве "новой пищи". Сейчас действует порядок, принятый еще в 1997 году. Согласно ему, регистрацию можно проводить в любой стране-члене ЕС, но если кто-то из других государств усомнится в том, что продукт качественен и безопасен, он может затребовать проведение повторной регистрации — уже в Европейском агентстве по безопасности продуктов питания (EFSA). В Латвии такую регистрацию имеет право проводить Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС). В среднем процесс регистрации занимает три года и стоит 400 000 евро.

И как много такой "новой пищи" уже зарегистрировано?

С 1997 года были получены 179 заявок (из Латвии — 0), но регистрацию прошли лишь 80 продуктов. Как правило, заявки отклоняются по той причине, что продавцы или производители не могут доказать безопасность продукта. Их заверений мало, нужны научные доказательства, потому что в EFSA все заявки проверяются учеными. Кстати, аппарат там не раздут — "новой пищей" в EFSA занимаются два "человека" — 1,5 ставки ученых и 0,5 ставки на административную работу.

Почему вы говорите, что такой новой пищи станет больше?

Потому что с 2008 года Европарламент пытается изменить порядок регистрации "новой пищи", сделав его проще, дешевле и быстрее. Согласно предложениям 2013 года, процесс регистрации должен стать централизованным и проводиться один раз и сразу в EFSA. Это сократит срок прохождения процедуры до семи месяцев, сделает ее значительно быстрее и позволит регистрировать по упрощенной схеме традиционные продукты из стран за пределами ЕС при условии, что они там используются более 25 лет.

Что мне с того?

Помимо того, что новая пища — это всегда интересно и это инновации, которые двигают вперед науку, новый порядок сможет вернуть на латвийские прилавки ранее исчезнувшую или ушедшую "в тень" под натиском европейского регулирования экзотику. Например, продукты китайской традиционной медицины и аюрведы. А вот нашествия ГМО или мяса клонированных животных опасаться не стоит. У ГМО своя история, а клоны также собираются вывести под отдельное регулирование.

Но я не хочу! Сможет ли Латвия закрыть свой рынок для "новой пищи"?

Нет. Если продукт одобрен для продажи на территории ЕС, то он одобрен для продажи на всей территории ЕС. Правда, в истории регулирования "новой пищи" были случаи, когда разрешение сначала выдавали, а затем, после появления уточненных научных данных, его отзывали. Например, такая судьба постигла бетаин, нангайские орехи и стевию.

То есть "новая пища" все же может быть опасна?

Безусловно. Наука не стоит на месте, и мы точно знаем только то, что мы еще многого не знаем. Однако стоит напомнить, что периодически наука меняет свое мнение и по поводу даже вполне традиционной пищи. Ярким примером является маргарин, который в свое время был объявлен чуть ли не панацей и полезной заменой "вредного" сливочного масла, а сейчас считается почти что канцерогеном.

Когда новые правила вступят в силу?

Пока точно неизвестно. Собственно, именно из-за клонов новые правила застряли в недрах Европарламента и Еврокомиссии — они стали настоящим камнем преткновения. Однако, после того как чиновники и европарламентарии договорились вывести клонирование из-под правил регистрации "новой пищи", процесс согласования окончательной редакции документа пошел гораздо веселее.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !