Foto: LETA
Вопрос о том, что делать с интеграцией нацменьшинств в Латвии, в 2016-м году звучит несколько странно. Дискуссии по этой теме давно вышли из моды, государственные инициативы — если они и есть — подаются тихо и незаметно. Тем неожиданнее оказалось вынесение этого вопроса на обсуждение консилиума Латвийской Академии наук. Портал Delfi законспектировал основные тезисы этого мероприятия, состоявшегося на прошлой неделе.

Все в руках божьих

Причину, по которой научные деятели решили обратиться к проблеме этнического многообразия латвийского общества, озвучила организатор встречи, председатель Отделения гуманитарных и социальных наук Академии, экономист Райта Карните: "Вопросы общественной интеграции обсуждаются часто, но обычно в качестве авторов мнений выступают журналисты и непосредственно те, кто создают интеграционную политику. Посередине не слышно голосов экспертов".

Чтобы восполнить этот информационный пробел, на заседание консилиума были приглашены ведущие латвийские политологи и социологи. Однако, завидев в зале трех депутатов Сейма, г-жа Карните неожиданно пригласила их за стол к экспертам и предоставила слово без очереди. Монологи политиков заняли треть от времени всего собрания.

Вступительную речь произнес глава парламентской Комиссии по гражданству, миграции и сплоченности общества, представитель Национального объединения Илмар Латковскис. В кратком пересказе она сводилась к следующему: нельзя утверждать, что политика интеграции в Латвии провалилась; в других странах Европы ситуация намного хуже; одним из инструментов объединения общества может стать церковь.

Следующим выступил представитель оппозиционной фракции "От сердца для Латвии", экс-глава Конституционного суда Гунар Кутрис. Он указал на необходимость внимательного изучения ситуации в тех аспектах, где затрагиваются права человека. Однако ни одного конкретного примера депутат не привел.

Третьим доступ к микрофону получил член оппозиционной фракции "Согласия" Игорь Пименов. Он призвал рассматривать интеграцию в контексте деления латвийского общества на две языковые группы. И повторил неизменный лозунг подобных дискуссий: "Интеграция — это движение в двух направлениях!"

Инь и янь латвийский интеграции

От лица непосредственных деятелей интеграционной политики говорили представители Министерства культуры и Управления по делам гражданства и миграции. По эмоциональной интонации их доклады оказались полностью противоположными. Директор Департамента интеграции общества Минкульта Солвита Вевере оценила результаты деятельности своего ведомства как "умеренное развитие". "У нас улучшились показатели по таким критериям, как "чувство принадлежности" и "знания языка". 94% представителей нацменьшинств утверждают, что у них нет проблем с использованием госязыка", — оптимистично рапортовала чиновница.

Делегированный на консилиум сотрудник Управления по делам гражданства и миграции привел другие цифры: каждый год число претендентов на натурализацию уменьшается, 24% неграждан практически не владеют латышским языком, мотивация сдавать экзамен на гражданство, согласно опросам, очень низка. "Натурализация — результат политики интеграции!" — прозвучал вердикт.

Под микроскопом и скальпелем

Представителей академических кругов больше интересовали вопросы терминологии (что подразумевается под "интеграцией") и истории (что написано в Сатверсме и преамбуле к ней). Директор Института философии и социологии Латвийского университета Майя Куле заявила, что нынешняя программа интеграции слишком политизирована, поэтому данный вопрос нужно отдать в компетенцию Латвийской Академии наук, не забыв при этом увеличить финансовую поддержку исследователей прошлого. "История — это боль. Но боль надо устранять. Мы же можем по-человечески обо всем дискутировать", — заявила профессор.

Социолог Латвийского университета Владислав Волков предложил "очень тщательно изучить" те документы, которые уже написаны. В частности, его интересует, что именно предусматривает Программа интеграции общества, недавно утвержденная Рижской думой. В свою очередь, профессор Факультета социальных наук Латвийского университета Бригита Зепа, сославшись на результаты последних исследований, отметила, что среди нелатышей тоже есть патриоты, и при посещении России далеко не все чувствуют себя, как дома.

Чего хочет "средний латыш"?

Под занавес мероприятия очередь дошла до Юриса Розенвалдса, декана Факультета социальных наук Латвийского университета. Речь профессора-политолога по форме и содержанию заметно отличалась от монологов предыдущих ораторов. Delfi цитирует ее почти полностью: "Главное не то, что мы кого-то олатышим или не олатышим. Важно понимать другое: от решения этого вопроса зависит социально-экономическое развитие Латвии! Наши политики по-прежнему боятся идти вперед, они боятся упреков так называемого "среднего латыша". Мы много лет ориентируемся на позицию "среднего латыша". "Средний латыш" думает так: обучите их латышскому! Но мы уже обучили, у молодежи нет проблем с языком, однако чувство принадлежности не зависит только от знаний языка — есть много других факторов. Русскоязычным важно ощущать, что они нужны этой стране. И мы должны им дать этот понять. Позволю себе быть провокационным и спрошу присутствующих: "Вы можете представить себе ситуацию, что 18 ноября 2016 года празднуется в Театре русской драмы?" Ответьте себе на этот вопрос!"…

Выводы и предложения консилиума будут опубликованы в "Научном Вестнике" и переданы ответственным государственным учреждениям и экспертам.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!