"Отчипируют нас, как собак". Кардиолог, социоантрополог, биолог и биохакер обсудили шансы жить до 120 лет
Foto: Panther Media

"Латыш с тайваньским сердцем — это еще латыш?" — это один из вопросов, которые предстоит решить стране в будущем, по мнению ученых, которые собрались на фестивале Lampa, чтобы обсудить тему "Когда латыши будут жить 120 лет?" Теоретически случиться это может в обозримом будущем. Правда, к тому времени латыши вряд ли останутся таковыми в сегодняшнем понимании. Да и счастье — оно не в дополнительных годах, а в том, как ты их проживешь. А пока в Латвии умирают молодые люди, для которых государство не всегда оплачивает лекарство от вполне излечимого гепатита С.

close-ad
Продолжение статьи находится под рекламой
Реклама

С 50-х годов прошлого века число людей, перешагнувших 100-летний рубеж, удвоилось. Продолжительность жизни все время растет. Новые технологии позволяют менять вышедшие из строя органы и лечить ранее считавшиеся смертельными болезни. В чем секрет долголетия — он заложен в генах или важнее социальные условия? Как сильно на этом явлении отражаются достижения науки и уровень здравоохранения? Можно ли самому стать повелителем своего здоровья?

На эти вопросы попытались ответить собравшиеся в Цесисе на фестивале Lampa эксперты.

Кто эти люди? Что они думают о долголетии в Латвии?

"Отчипируют нас, как собак". Кардиолог, социоантрополог, биолог и биохакер обсудили шансы жить до 120 лет
Foto: DELFI

На фото: Обсудить тему долголетия на "Лампе" собрались доцент Университета им. Страдиня социоантрополог Клавс Седлиниекс, глава Центра ядерной диагностики молекулярный биолог Виталий Скривелис, предприниматель и активист движения биохакинга Каспар Венделис и руководитель кардиоцентра больницы Страдиня Андрейс Эрглис.

Социоантрополог, руководитель магистерской программы социоантропологии Университета Страдиня Клавс Седлиниекс предложил разделить вопрос "Когда латыши будут жить по 120 лет?" на части: "Сначала ответим на вопрос "когда?" Через 500 лет. Дальше, кто такие латыши? Если оглянуться, то сколько латышей жило 500 лет назад? Нисколько. Теперь смотрим вперед: сколько латышей будет жить через 500 лет — нисколько. Скорей всего, уже не будет латышей в том формате, к которому мы привыкли. И вообще, что значит "жить"? Чем дальше мы уходим за порог средней продолжительности жизни 65-75 лет, тем больше наших друзей и родных будут в могилах… И тем труднее будет вспомнить, что было с нами 20, 30 лет назад. А сто? Мы можем сказать, что мы встроим в мозг имплант, к которому присоединят базу данных — она все "помнит"… Но тут снова встают вопросы, как долго будет работать наш мозг, и когда мы сможем его трансплантировать?".

"Отчипируют нас, как собак". Кардиолог, социоантрополог, биолог и биохакер обсудили шансы жить до 120 лет
Foto: DELFI

Внук легендарного академика Паула Страдиня, доктор медицинских наук, руководитель кардиоцентра Клинической университетской больницы имени деда, президент Латвийского общества кардиологов, профессор медицинского факультета ЛУ, директор Латвийского института Кардиологии и регенеративной медицины и вице-президент ЛАУ Андрейс Эрглис про сердце и сосуды знает все, что на сегодня возможно. В том числе и то, что несмотря на все усилия медицины, главная причина смертности в мире — сердечно-сосудистые заболевания. Но эту ситуацию можно исправить с помощью регенеративной медицины и инвазивных методик, которые, по мнению Эрглиса, гораздо перспективнее синтетических таблеток. Также у него нет сомнений, что для долгой и здоровой жизни главный мотор — движение. Сам он регулярно играет в теннис.

Предприниматель и отец трех детей Каспар Венделис пришел к мысли, что хочет прожить 120 лет, когда его отец "осуществил среднестатистическую судьбу латыша — умер в 65 лет". Самому Каспару до критического возраста оставалось 25 лет, что навеяло мысли о продлении судьбы. Так он и пришел к биохакингу — системному подходу, как выжать все из своей природы, максимально используя все научные достижения, технологии и природу. Название движения сделано по аналогии: как интернет-хакеры взламывают интернет-систему, так биохакеры взламывают свою биосистему, чтобы ее улучшить. По мнению Каспара, особенно важен вопрос: не сколько, а как? Важно, чтобы последние десятки лет приносили не меньшую радость, чем первые, а пожилой человек не стал мучением для всех вокруг и самого себя. Цель Каспара — к 2035 году сделать Латвию самой счастливой страной мира. Почему такое число? Приблизительно к этому времени Каспар намерен стать дедушкой. А сейчас у него три ребенка.

Продолжение статьи находится под рекламой
Реклама

Молекулярный биолог, инноватор и бизнесмен Виталий Скривелис развивает в Латвии передовые производства в области фармацевтики и диагностики. Если сегодня его Центр ядерной медицины занимается точным выявлением онкологии на любой стадии, то в ближайшем будущем Виталий намерен "визуализировать любого возбудителя болезни". Также он подумывает и о том, чтобы с помощью стволовых клеток выращивать новые органы прямо внутри человека: "По сути, человек — это биомашина, в которой все можно менять. Кроме мозга".

Delfi в Телеграме: Свежие новости Латвии для тех, у кого мало времени

Tags

Sarunu festivāls Lampa Фестиваль общения Lampa
Опубликованные материалы и любая их часть охраняются авторским правом в соответствии с Законом об авторском праве, и их использование без согласия издателя запрещено. Более подробная информация здесь.
Статьи по теме:
 

Comment Form