Foto: LETA
Полиция безопасности Латвии опубликовала на этой неделе традиционный отчет о работе в 2016 году. Центральное место в нем занимает Россия, а также люди и организации, так или иначе с ней связанные. Портал Delfi прочитал этот документ и обобщил все самое интересное.

Прежде всего, нужно понимать, что отчет — это то, что Полиция безопасности рассказывает сама о себе для всех. Секретов и откровений ждать не стоит, но даже в таком виде документ выглядит любопытным — всегда полезно знать, чем живет и дышит самая могущественная спецслужба твоей страны.

В центре внимания ПБ - Россия. О про-российском (точнее — "противо-российском") характере документа говорит частота упоминания разных стран или организаций (Исламское государств и НАТО) в документе

Противодействие работе российских спецслужб на территории Латвии и с жителями Латвии на территории России — один из приоритетов деятельности ПБ в 2016 году. В отчете контрразведке отведено немного места (засекречено) но отдельного упоминания заслужила Федеральная Служба Безопасности РФ. Да, Служба Внешней Разведки (СВР) и Главное управление Генштаба ВС РФ (ГРУ) тоже действовали, но ФСБ затмила их.

По мнению латвийских спецслужб, в 2016 году именно ФСБ сильнее всего активизировала работу, направленную на сбор информации о Латвии. Агентов ФСБ интересует буквально все, особенно то, что связано с НАТО и государственным управлением. Чаще всего они пытаются получить нужные им сведения от латвийских должностных лиц, бизнесменов, жителей приграничных территорий и тех, кто часто ездит на восток. Не гнушаются российские спецслужбы и использованием настоящих или сфабрикованных нарушений на границе (контрабанда, неуплата сборов и т.д.), которые они пытаются использовать как рычаг давления на обычных людей с целью побудить к сотрудничеству.

Отдельного упоминания в отчете ПБ заслужил и путевой мастер Latvijas dzelzceļš, который был задержан осенью прошлого года по подозрению в шпионаже в пользу России. Весной этого года ему предъявили обвинение. В отчете, в частности, сказано, что обвиняемый является ветераном войны в Афганистане.

В Полиции безопасности также предупреждают о том, что российские спецслужбы могут попытаться оказать влияние на ход муниципальных выборов, которые пройдут в Латвии 3 июня этого года. И вообще, активность спецслужб наших соседей в этом году сохранится на очень высоком уровне.

Допуском к госстайне и сопутствующими проверками в Латвии занимаются Полиция безопасности и Бюро по защите Сатверсме (БЗС). В 2016 году Полиция безопасности едва не поставила рекорд по количеству допусков к конфеденциальным и секретным документом — больше разрешений было выдано только в 2010 году.

Количество отказов тоже выросло.

Кроме того, Полиция безопасности по "заказу" БЗС провела проверку 56 лиц, которые претендовали на допуск к гостайне 1-го уровня ("Совершено секретно"). Сколько из них допуск в итоге от БЗС получили, а скольким было отказано — в документе не говорится.

Повторение российской внешнеполитической риторики, критика участия Латвии в НАТО, очернение НАТО, попытки усилить позиции русского языка в Латвии, дискредитация Латвии как успешного государства, популяризация российской точки зрения на исторические события — все это одновременно и традиционные направления работы ряда российских организаций, и угрозы конституционному строю в Латвии. Полиция безопасности с этими угрозами борется.

В отчете спецслужбы отдельно отмечается, что поскольку из-за западных санкций денег у России стало меньше, ее государственные организации оптимизировали расходы и стали больше полагаться на "человеческий фактор" — сознательность "соотечественников" и их желание и возможности лить воду на российские мельницы самостоятельно, без финансовой подпитки.

Конечно, фонды "Россотрудничество" и "Русский мир", а также российское посольство в Латвии в 2016 году продолжали поддерживать отдельные проекты и людей, однако поддержка стала более избирательной, адресной. При этом защита интересов русскоязычных за рубежом — одна из ключевых тем внешней политики России, полагают в Полиции безопасности.

Главным про-российским мероприятием года в Латвии в ПБ считают празднование 9 мая и, особенно, марш "Бессмертный полк". А одним из ноу-хау года в финансовом смысле — использование средств частных компаний для финансирования подобных мероприятий. Преимущественно таких компаний, у которых есть бизнес в России.

Другое нововведение, по версии ПБ — появление Совета Общественных организаций Латвии (СООЛ), "зонтичной" структуры, которая объединяет различные про-российские организации в Латвии, представляющие интересы разных групп русскоязычных и конкурирующие за финансовые ресурсы российских фондов. Самое для них печальное — неспособность привлечь молодое поколение, которому, по версии ПБ, про-российские ценности глубоко чужды.

В отчете ПБ также поименно названы практически все про-российские активисты в Риге, Даугавпилсе и Екабпилсе, а также многие организации, работающие, по мнению ПБ, в интересах России. В этом нет ничего нового. Новое - это речевой оборот "так называемые" в тех случаях, когда речь идет о ценностях, которые эти активисты и организации отстаивают — "так называемые русские школы", "так называемый День победы", "так называемый антифашистский комитет" и т.д.

Впрочем, далеко не все лица и организации, действия которых подрывают основы конституционного строя Латвии, финансируются или вдохновляются из России — есть в Латвии внутренние "правые" и "левые" радикалы. Они, по мнению ПБ, не особо опасны, а активизируются перед выборами, в том числе и муниципальными.

Несмотря на то, что теракты в Европе устраивает не только террористическая организация "Исламское государство" (ИГ) и не только мусульмане, Полиция безопасности Латвии связывает возможные риски именно с ИГ и радикализацией мусульман. В особой зоне риска — те, кто принял ислам сравнительно недавно и активно путешествует по странам, где относительно высоко влияние радикальных течений этой религии.

В отчете ПБ отдельно подчеркивается, что подавляющее большинство латвийских мусульман — не террористы, не несут никакой угрозы обществу и не являются религиозными фанатиками-экстремистами.

Но в то же время спецслужба знает о том, что в Сирии, на территориях, подконтрольных ИГ, живет "много" жителей Латвии, некоторые даже с семьями с детьми. И уехали не все, кто хотел бы — по информации ПБ в Латвии есть мусульмане, которые рассматривают возможность отъезда, а некоторые уже пытались сделать это. Всего в 2016 году за участие в вооруженном конфликте в Сирии было заведено три новых уголовных дела по части первой статьи 77 Уголовного закона.

Отдельного упоминания в отчете ПБ удостоился бывший лидер организации "Исламский культурный центр Латвии" (ИКЦЛ) Олег Петров. Сейчас он находится где-то на территориях, которые контролирует ИГ в Сирии или Ираке. Петро не утратил связи с родиной, как и влияния на некоторых членов ИКЦЛ — регулярно присылает агитационные материалы ИГ в Латвию, и они здесь распространяются среди мусульман, причем на латышском языке. Полиция безопасности считает эту деятельность опасной — многие теракты в последние годы совершили так называемые "домашние террористы", люди никуда не выезжавшие и вдохновлявшиеся исключительно такого рода агитацией.

При этом влияние и активность ЦКЦЛ, по версии ПБ, в Латвии падает. Новый серьезный игрок на поле борьбы за умы мусульман — Мусульманское сообщество "Мирас".

А вот про конфликт на Украине в контексте участия латвийцев в нем в отчете — ни слова. Что на самом деле тоже довольно показательно.

В разделе отчета, посвященному экономической безопасности, картина черно-белая. Транзит с большим количеством российского капитала — плохо. Rail Baltica — хорошо. Зависимость от российского газа — плохо. Либерализация газового рынка — хорошо. Доступные виды на жительство для иностранцев — плохо. Усложнение процесса их получения — хорошо. Это все — лишнее напоминание о том, что за спиной некоторых политиков, принимающих экономические решения, может стоять и тень службиста.

Кстати, в отчете представлена интересная статистика по видам на жительство. Оказывается, Полиция безопасности настаивает на отказе в предоставлении вида на жительства около 5% соискателей — в прошлом году "завернули" 30 человек. Это 4,45% от 673 соискателей, получивших вид на жительство впервые. Не продлили вид на жительство 11 людям — это чуть менее 1% от всех, кому его все же продлили (1191 человек). В почти половине случаев (46%) причина отказа — подозрение на связи со спецслужбами. Еще 32% приходится на подозрение в связи с силами, мечтающими подорвать конституционный строй страны, а оставшиеся 22% — люди, в происхождение финансов (или чистоплотности финансовых целей) которых спецслужбы не поверили.

Полиция безопасности может заводить уголовные дела и расследовать их, равно как и может расследовать дела, переданные ей полицией или прокуратурой. В общем, в полной мере оправдывать слово "полиция" в названии.

Однако этой своей функцией спецслужба не злоупотребляет — в 2016 году она сама завела лишь 13 уголовных дел, а всего в производстве у нее было лишь 87 криминальных процессов. В общем же количество заведенных или полученных от других ведомств в прошлом году дел выглядит так.


Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!