Foto: AFP/Scanpix
За последнюю неделю резко выросло количество сообщений о действиях России в Сирии и якобы присутствии там солдат российской армии, принимающих участие в войне на стороне правительственных войск. Это привело к очередному дипломатическому кризису в отношениях Москвы и Вашингтона. При этом слова представителей США и НАТО с одной стороны и России с другой, зачастую противоречат друг другу, в результате чего полная картина выстраивается с трудом.

Портал Delfi обобщил все, что мы знаем и чего не знаем о том, чем Россия занимается в регионе.

Правительственные войска в Сирии довольно безуспешно борются с боевиками террористической организации "Исламское государство". Например, буквально накануне они были вынуждены окончательно отступить из провинции Идлиб, отдав ее под контроль исламистов.

Россия и Сирия являются давними союзниками. Москва планомерно поддерживает режим Башара Асада на политической арене и в его войне с повстанцами, а теперь и с "Исламским государством". Россия и Сирия являются торговыми партнерами. В регион поставлялось и поставляется российское оружие.

США не поддерживают Асада и считают любую помощь ему поддержкой режима, что способствует нестабильности в регионе. США не согласны с формулой "враг моего врага мой друг" и не согласны одобрять помощь Асаду даже, если это поможет обуздать "Исламское государство".

Сирия и Россия не входят в состав международной коалиции, которая наносит воздушные и ракетные удары по позициям боевиков "Исламского государства".

В последние недели Россия направила в Сирию два десантных корабля и как минимум один транспортный самолет. Все они перевезли в Сирию некую военную технику, отдельные товары и продукты и какое-то количество живой силы. Стороны — Москва и Вашингтон — расходятся в оценках, что именно было переправлено в Сирию.

Единственный плацдарм России в регионе — 720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в городе Тартус, который часто ошибочно называют "Базой военно-морского флота России". На самом деле "база" состоит из нескольких зданий (правее 11) и двух плавучих причалов (5) длиной 100 метров. Она подходит для мелкого ремонта кораблей, их дозаправки и доукомплектации, но не подходит для ведения военных действий в регионе.

Россия пытается наладить постоянные воздушные коридоры в Сирию, однако ей это удается с трудом. Балканские страны, в общем и целом, под прямым давлением США решили закрыть свое пространство для российских военных самолетов. Россия договорилась с Ираном, а кроме того Турция пока также пропускает самолеты России. При этом официальная Анкара подчеркивает, что не собирается менять порядок, по которому разрешение на пролет каждый раз рассматривается индивидуально и выдается на один раз.

За последние четыре дня главы внешнеполитических ведомств США и России — Джон Керри и Сергей Лавров — обсуждали ситуацию в Серии по телефону дважды. Это предельно высокая частота контактов на таком уровне. Она говорит о том, что в Сирии или вокруг Сирии определенно что-то происходит.

Как в четверг сообщает агентство Reuters, Россия вступила в прямую наземную борьбу с "Исламским государством" на стороне войск правительства Сирии. Об этом агентству заявили некие источники в ливанских военных кругах. По их данным, в конфликт пока вовлечено "небольшое количество" российских морских пехотинцев, но более широкое участие ожидается.

По данным ряда американских изданий, которые ссылаются на источники в Пентагоне, десантные корабли и транспортные самолеты доставили в город Латакия военную технику и оружие, а также строительные материалы для возведения жилых домов. По их мнению, это может свидетельствовать о том, что Россия собирается построить в Сирии полноценную постоянную военную базу, откуда будут поддерживаться войска Асада.

К тому же в ближайшие "дни или недели" Россия пошлет в Сирию МиГ-31 и Су-25 для нанесения ударов, утверждают источники Bloomberg. В Белом доме согласовывают стратегию. Некоторые предлагают привлечь Россию к ударам по "Исламскому государству".

Но пока официально США не комментируют действия России, пока их представители лишь "выражают озабоченность", а все вопросы рекомендуют адресовать Москве.

Остальные западные страны также пока воздерживаются от прямых нападок на Россию, но отмечают "возросшую активность" страны в Сирии.

Официально Москва категорически отрицает прямое участие своих солдат в войне в Сирии против кого бы то ни было.

При этом в России не отрицают, что с начала августа были активизированы поставки оружия "сирийским партнерам". Поставки, подчеркивают в Москве, осуществлялись и ранее в рамках заключенных контрактов и в строгом соответствии с международными нормами. Просто теперь оружие поставляется активнее.

"Коммерсант" со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами утверждает, что Россия поставляет в Сирию "стрелковое оружие, гранатометы, бронетранспортеры БТР-82А, военные грузовики "Урал" и иное вооружение, необходимое для ведения локальных боевых действий и переброски личного состава сирийской армии". При этом поставки осуществляются, в том числе и на деньги, выделенные Дамаском в качестве аванса (речь идет о сумме около $400 млн) на закупку систем ПВО С-300ПМУ-2, которые "Москва после консультаций с властями Израиля решила не поставлять".

В Москве также признали, что среди грузов, доставленных в Сирию в последние дни, была некая гуманитарная помощь.

При этом Россия не отрицает того, что в Сирии находится некоторое количество российских военных специалистов. Но они являются либо техническим персоналом, либо инструкторами. И те, и другие помогают армии Сирии осваивать поступающую технику.

Ровно такой же позиции придерживается и официальный Дамаск — сотрудничество с Россией продолжается, в страну поставляется техника и оружия, но в войне Россия участия не принимает.

Россия говорит, что поставляет Сирии оружие (причем довольно примитивное) и гуманитарную помощь, а источники в Вашингтоне и Ливане говорят о разборных зданиях и присутствии в Сирии российской морской пехоты. Мы не знаем, кто говорит правду, а кто нет.

Даже, если какое-то количество профессиональных российских военных в Сирии есть, мы не знаем о задачах, которые перед ними поставлены. Ведь для наземной войны с "Исламским государством" нужны серьезные силы. Во всяком случае, если целью этой войны является уничтожение противника.

Если Россия действительно просто поставляет оружие, мы также не знаем, почему она резко активизировала поставки в последние недели. Это может быть связано, а может быть и не связано с последними неудачами армии Асада в борьбе с "Исламским государством" (поставка оружия — это не за хлебом сходить, организация требует известного времени и корабли плывут не один день).

Мы не знаем, почему последние грузы в Сирию были доставлены военными десантными кораблями. Самолеты летают быстрее, их рейсы обходятся дешевле, и они мало что не способны перевезти. То, что поставки были осуществлены военными кораблями, может говорить о наличии неких "негабаритных" грузов.

Мы также почти ничего не знаем о мотивах, которыми руководствуется Кремль в ситуации вокруг Сирии. Официальная риторика ограничивается лишь тем, что Асад — давний союзник и ему нужно помогать, а "Исламское государство" — серьезная проблема, с которой нужно бороться. И то, и другое — явно недостаточно для оправдания наземной операции в Сирии, в ходе которой погибнут российские солдаты (и самый серьезный довод против проведения такой операции).

Мы не знаем, о чем молчат НАТО и США. Регион находится под колпаком всевозможных систем слежения и сбора информации. В распоряжении альянса есть явно больше информации, чем он предоставляет официально и даже неофициально через "источники в военных кругах".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!