Бюджет сократили, зарплаты учителям урезали. Что нас ждет 1 сентября? Предсказать — совсем нетрудно.

Дети.  Престиж учителя этим летом упал ниже плинтуса, поэтому степень уважения и послушания неизбежно снизится.  Дома — многие недоедают и испытывают дополнительный стресс из-за нервозности попавших в финансовую яму родителей. Будут бузить, срывать уроки или вообще прогуливать школу.

Родители. Количество финансово нуждающихся в классах с 1 сентября зашкалит далеко за 50%. Не меньшим будет и количество неврозов у родителей. В совокупности с увеличением свободного времени из-за безработицы стоит ожидать резкого увеличения конфликтных ситуаций с учителями и администрацией.

Учителя.  Массовый исход пенсионеров, лихорадочные попытки министра набрать в школу дилетантов за дополнительную стипендию. На уроках настроение мрачное, так как давят кредиты,  коммунальщики. Плюс собственные недокормленныеи недоодетые дети. Плюс — пожилые родители, которым нечем платить за свет и лекарства. Плюс — стрессы с детьми и родителями по причинам, перечисленным выше. И полная безнадега и безысходность.

Администрация. Тоже сильно на пенсии. Тоже резко урезаны зарплаты. Не надо быть пророком, чтобы предсказать резкое усиление внутришкольной коррупции и раздоров в педагогическом коллективе.  Любимчикам администрации будут перепадать дополнительные копейки (действительно — копейки!), остальные будут затаивать злобу и вымещать ее на тех же детях и родителях.

Что делать?

Сначала — честно объявить всем вышеперечисленным  социальным группам две вещи.

  1. Так, как было — больше никогда не будет. И дошкольное, ни школьное, ни высшее образование уже никогда не будут  такими доступными.  За местом под солнцем придется бороться и детям, и родителям, и учителям, и директорам.  Надеюсь, что бороться трудом, новыми знаниями и навыками, а не поножовщиной и подковерными интригами.
  2. Хорошее образование по определению не может быть дешевым. За него кто-то должен платить. Родители, государство, спонсоры, сами ученики — есть варианты, но платить придется обязательно.

И вот здесь начинается самое интересное. За что платить? За неэффективный школьный менеджмент, ненужные или не очень нужные или не всегда нужные знания и навыки? Не получается.  Поэтому будет больно, но придется резать.

Я хочу, чтобы в младшей школе мой ребенок хорошо научился читать, писать и считать, получил навыки самостоятельного мышления и основы умения себя преподать в разных ситуациях. + обязательно — информатика, которая не сводится к "стрелялкам". Это все. Вы хотите языки, рисование, пение,  творческие мастерские — пожалуйста. Платите и получайте. Дорого — ищите спонсоров или забудьте.

В средней школе нужны языки и точные науки. Математика, информатика, химия, физика, биология, русский, латышский, английский.  Качественно. Остальное — резать и за дополнительную плату. Жалко историков, обществоведов, литераторов, мастеров вокала и изобразительного искусства, специалистов по интеграции, оккупации? Платите — и будет счастье Вам, вышеупомянутым специалистам, и, возможно, вашим детям.

Старшая школа — отдельная песня. Наверное, образование в старшей школе должно строиться вместе с  вузами (которые переживут ближайшие передряги). В любом случае старшая школа станет дорогой и специализированной. Других вариантов просто нет.

Под нож хирургов из Минобраза в нынешней ситуации должны пойти все школы  с количеством учеников меньше 500. Либо они должны становиться частными, либо объединяться и реорганизовываться. Общинные школы должны перениматься общинами или ликвидироваться, если общине они не нужны.   В больших школах должны концентрироваться максимальные государственные ресурсы — другого пути у нас сегодня нет.

Ну и напоследок самое главное. Плохой менеджмент способен похерить самые лучшие реформы. Поскольку хороших менеджеров (простите, директоров) школ у нас можно пересчитать по пальцам, единственный способ улучшить качество администрации — это ввести тотальный контроль заказчика за качеством проекта. Если  школьная администрация будет знать, что ее зарплата зависит не только и не столько от министерства и руководителя департамента образования самоуправления, но и от родителей, многое может измениться к лучшему значительно быстрее.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!