Foto: LETA

Вопрос о неравномерности распределения доходов вызывает большой резонанс в обществе. Я хочу подойти к этой проблеме с точки зрения регионального развития.

С 2007 по 2009 год самый высокий индекс Джини - статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе - был в Рижском районе (не включая Ригу), и это не удивительно, так как этот регион очень неоднородный - там находится как Юрмала и Марупе, так и Кандава с Айнажи. (Полностью мою работу о ситуации в регионах можно прочесть здесь).

Индекс Джини значительно увеличился в так называемые "жирные годы" и уменьшился во время кризиса (см. график 1). Прирост неравномерности распределения доходов в "жирные годы" связан с двумя процессами:

а) миграция население из столицы в ближние районы - новые дома могли себе позволить люди с высокими доходами, что усиливало различия с жителями среднего достатка, которые уже давно жили в Рижском районе;

б) общая тенденция увеличения неравенства в Латвии, когда богатые люди становились ещё богаче. В то же время сокращение неравенства в период кризиса связано со снижением больших зарплат и сокращением доходов от собственности, с одной стороны, и относительном улучшение пенсий, с другой стороны.

Самое равномерное распределение доходов, или самый низкий индекс Джини в 2010 году можно наблюдать в Курземе, в то время как в лидеры по неравномерности распределения доходов вырвалась Рига - впервые с 2006 года опередив Рижский район.

Показатель, который даёт возможность анализировать те группы населения, которые в наибольшей степени сталкиваются с финансовыми трудностями, - индекс риска бедности (доля людей, чей доход составляет менее 60% среднего дохода на одного жителя). Этот показатель, также как и индекс Джини, ухудшился в годы быстрого роста, а улучшился в период кризиса. Индекс риска бедности отражает относительно четкие тенденции по регионам (см. график 2).

График 1. Индекс Джини

График 2. Индекс риска бедности


Про факторы, которые определяют неравенство и изменения в показателях бедности, вы можете прочесть в статье "Как кризис сказался на покупательной способности различных группах населения". В этой статье я пришла к выводу, что в "жирные годы" наиболее значительно риску бедности были подвержены пенсионеры, особенно одинокие старики. В период кризиса индекс риска бедности в этой группе быстро снизился, что обусловлено тремя основными факторами:

а) рост средней пенсии (после индексации в октябре 2008 года и увеличения добавки в январе 2009 года);

б) после решения Конституционного суда в 2010 году пенсионерам были выплачены в 2009 году удержанные пенсии;

в) со снижением средней заработной платы и сокращением занятости снизился и средний уровень дохода - порог бедности, и это повлекло относительное улучшение положения пенсионеров.

Как это выглядит в региональном аспекте? Индекс риска бедности в возрастной группе старше 65 лет во всех регионах колебался схожим образом (см. рис. 3) - индекс в значительной степени отражает среднюю пенсию. В Латгальском регионе самая низкая средняя пенсия и самый высокий риск бедности, в то время как в Риге и Рижском районе ситуация противоположнная.

График 3. Индекс риска бедности в возрастной группе старше 65 лет, %

График 4. Индекс риска бедности в возрастной группе до 17 лет, %

Также необходимо учесть высокий риск бедности для семей с детьми, особенно для больших и неполных семей. Самый низкий доход в семьях с детьми в Латгалии и Видземе (см. рис. 4). Примечательно, что в 2010 году улучшения наблюдались в Латгалии, а в Видземе ситуация стала хуже. Показатели Курземе и Земгале находятся в середине между лидерами в отрицательном (Латгалия и Видземе) и в положительном смысле (Рига и Рижский район).

Тем не менее, если мы говорим про Рижский район в положительном смысле, то надо помнить, что индекс риска бедности и индекс Джини рассчитывается с использованием данных о доходах. Эти данные не раскрывают проблем платежеспособности населения. Основной причиной неплатежеспособности населения является высокие расходы (например, счета за коммунальные услуги и транспортные расходы), а не низкие доходы.

Если правительство ставит перед собой задачу снижения индекса Джини, нужны изменения  в доходной части, чтобы облегчить положение работников, у которых низкая зарплата.

Также полезно иметь в виду, что на объем средств, которые находятся в расположение домохозяйств, влияют не только налоги на доход, но и налоги на имущество. Высокий налог на престижное жильё отразился бы на более богатой части населения, уменьшая неравенство. В то же время, необходимы скидки для многодетных семей, для которых большая жилая площадь является необходимостью, а не роскошью. Работа в этом направление уже ведется.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!