Foto: RIA Novosti/Scanpix
Прозвучавшее в Москве заявление о том, что надо опять оккупировать страны Балтии, если американцы будут бомбить Сирию, местные эксперты и политики, в основном, называют "бредом" и "глупостями".

Еще более беззаботно правительство, ведь расходы на оборону (в процентах от ВВП) у нас планируются такие же, как у Швейцарии, Ямайки или Сан-Марино.

Среди политиков, к сожалению, преобладает настроение, что мы, мол, страна НАТО, поэтому мы в безопасности. Похоже, отношение многих политиков Латвии к организации коллективной безопасности примерно такое, как у части населения к правительству или "государству": "мы", о которых надо заботиться, и "они", которые должны это делать.

Вступая в НАТО в 2004 году, Латвия обязалась выделять на оборону не менее 2% от ВВП. Это обещание никогда не выполнялось. В год вступления этого показателя удалось добиться, причислив к обороне расходы на погранохрану, охрану Банка Латвии, Полицию безопасности. Тот бюджет, будто смеясь, готовил Валдис Домбровскис — министр финансов правительства Эйнара Репше. Уже в следующем году эксперты НАТО констатировали, что Латвия на оборону реально выделяет только 1,4%. На место Репше пришел премьер Айгар Калвитис, который пообещал исправить "ошибку" за два года.

В "жирные годы" денег было столько, что на исправление ошибок не оставалось. Потом наступил кризис и бюджет обороны был сокращен примерно на 60%. В прошлом году Сейм утвердил концепцию обороны, где сказано, что к 2020 году бюджет вырастет до 2% от ВВП. Но в декабре министр финансов Андрис Вилкс предупредил: "Это зависит от ситуации в экономике и госбюджете".

Ситуация в экономике и бюджете снова улучшается. И в этом году расходы на оборону еле дотягивают до 1% от ВВП (158 млн. латов). В следующем году вместо запланированных в концепции 1,06% (179,5 млн.) это будет только 155 млн., то есть около 0,95% от ВВП.

Снова российские танки?

Руководитель отдела Прибалтики Института политики стран СНГ Михаил Александров во вторник предложил свое решение сирийского кризиса: "Россия должна поставить Запад перед дилеммой: вы атакуете Сирию в нарушение международного права, мы в этом случае занимаем Прибалтику".

"Думаю, что ввод российских войск в Прибалтику обойдется с минимальными потерями, а может и вообще без потерь", — пишет московский специалист. "Более того, думаю, что половина населения Латвии и Эстонии будет встречать российские войска цветами, как было в 1940 году", — отмечает он.

Малоизвестного в Латвии Александрова местные СМИ характеризуют и как незначительного охотника за скандальной славой, и как представителя "влиятельного российского института". Основатель института — Константин Затулин, член партии Владимира Путина "Единая Россия", депутат Госдумы. Он давно известен как борец за "права сограждан" в Латвии и Эстонии. Среди основателей его института упомянуто и Министерство иностранных дел России, а среди клиентов — администрация президента России.

Слова Александрова, конечно, не являются официальным мнением Кремля. Но вряд ли стоит спешить с "бредом". Скорее, это публичное проявление политических инстинктов российской власти. На самом деле, даже неважно, был ли этот крик души спонтанным или санкционированным властью с целью проверить реакцию Запада.
Атака на Сирию приведет к "катастрофическим последствиям", предупредил российский МИД. Аналитики на Западе прогнозируют, что это лишит Россию влияния на Ближнем Востоке. Кремль лишился бы важной роли посредника в разрешении сирийского кризиса, без согласия которого Совет безопасности ООН не может и пальцем пошевелить. Даже когда применение запрещенного химического оружия в Сирии является неоспоримым, и мало кто сомневается, что это преступление совершило сирийское правительство.

Международная политика путинского режима — как во времена холодной войны. Это борьба за "сферы влияния", в которой надо добиться "нулевой суммы". "Катастрофу" своего влияния в регионе, важном и для США, надо компенсировать за счет столь же важной "потери" для Запада. И взгляд автоматически обращается к Балтии, с потерей которой российская политическая элита так и не смирилась.

В начале августа премьер РФ Дмитрий Медведев в интервью грузинскому телеканалу "Рустави 2" задал риторический вопрос о прибалтах: "Думаете, нам приятно, что они — члены НАТО?". И сам ответил: "Нам это, конечно, не нравится". Затем он пояснил, что согласно "нашему национальному подходу" вступление Грузии в НАТО означало бы, что по соседству с Россией появится страна, принадлежащая к "другому военно-политическому блоку".

Летом 2008 года Россия вторглась в Грузию, которая уверенно двигалась в НАТО. Россия по-прежнему оккупирует часть грузинской территории. До этого очень многие на Западе считали, что в наши дни в Европе нечто подобное невозможно. Теперь это свершившийся факт.

Десантники у границы

Как-то не слышно, чтобы бредом и глупостью называли исследования члена Шведской Королевской академии, генерал-майора в отставке Карлиса Неретниекса о возможностях обороны Швеции и стран региона. Неретниекс рассматривает также худший сценарий — при желании Россия могла бы выиграть "балтийскую кампанию" так быстро, что НАТО оставалось бы лишь смириться.

Уверенность, что мы в безопасности, основана на тезисе, что Россия ничего такого не сделает, так как это просто невозможно. Мы же в НАТО и ЕС! При этом Россия за четыре года удвоила военные расходы и планирует дальнейший рост. И Александров вовсе не бредит, заявляя, что "уже сейчас надо начать наращивать нашу военную группировку у границ Латвии и Эстонии". Кремль именно это и делает.

В марте командир ВВС и ПВО западного военного округа Игорь Макушев сообщил, что Россия создает новую базу военных вертолетов на аэродроме Остров в Псковской области. Там будут дислоцированы вертолеты для перемещена спецподразделений, чтобы их не замечали вражеские радары. В апреле министр обороны России Сергей Шойгу во время визита в Минск заявил, что в следующем году Россия планирует разместить в Белоруссии ракетные системы, а в 2015 году создать также базу военной авиации.

Уже в сентябре у границ стран Балтии и Польши состоятся масштабные совместные российско-белорусские учения "Запад 2013", в которых будут участвовать около 13 000 солдат. Как сообщают военные источники на Западе, во время учений будет имитирован захват территории стран Балтии и "превентивный" ядерный удар по Варшаве (Александров предлагает вариацию на эту тему — России нужно провести "демонстративный" ядерный взрыв, "чтобы показать Западу серьезность наших намерений и готовность в случае необходимости применить ядерное оружие").

В отличие от Латвии, соседняя Эстония к своей безопасности относится серьезно. Ее оборонный бюджет и в следующем году будет превышать установленные НАТО 2% от ВВП. В абсолютных числах он будет почти вдвое больше латвийского — свыше 400 млн. евро. Получается, когда наши политики утверждают, что ничего плохого не случится (ведь мы же в НАТО), они косвенно выражают надежду, что слабость латвийской обороны компенсируют братья-эстонцы вместе с другими партнерами.

Президент Финляндии Саули Ниинисте призывает отказаться от таких иллюзий. Финляндия не входит в НАТО. В ходе постоянных дискуссий о возможном вступлении в альянс президент этой страны недавно отметил, что национальная безопасность — это не бесплатный проезд. "Мы должны сами о себе позаботиться независимо от того, входим ли мы в НАТО", — подчеркнул он.

Финны сумели о себе позаботиться в 1939 году, защитив свою страну от включения в советскую империю. Разглагольствуя об "узком фискальном пространстве", латвийские политики, похоже, держатся за иллюзию, что все будет хорошо, если мы просто будем оставаться на своих местах.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!